Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Оренбургского областного суда от 13.05.2014 по делу N 3-6-2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 03.12.2013 N 121-т/э в части утверждения тарифа на тепловую энергию , поставляемую закрытым акционерным обществом "Восток" на 2014 год>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу № 3-6-2014

Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Туремуратовой Ж.О.
с участием прокурора Губаревой О.А.,
представителя ЗАО "Восток" Карамышева Е.М.,
представителей Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Линниковой В.В., Клюшникова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Восток" о признании недействующим приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 3 декабря 3013 г. № 121-т/э в части утверждения тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "Восток" на 2014 год,

установил:

приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 3 декабря 2013 года № 121-т/э утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Оренбургской области с 1 января 2014 года.
В приложении к приказу установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "Восток" потребителям: в период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 1013,82 руб./Гкал; в период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 1027,84 руб./Гкал.
Закрытое акционерное общество "Восток" (далее ЗАО "Восток"), поставляющее тепловую энергию потребителям города Оренбурга, обратилось в суд с заявлением об оспаривании приказа, полагая, что он противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"; Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации; Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 г. № 760-э.
По мнению заявителя, рассматриваемые тарифы являются экономически необоснованными. Регулирующим органом не были учтены данные относительно затрат общества на строительство новой котельной, была нарушена процедура принятия решения, поскольку общество своевременно не было извещено о времени заседания комиссии по установлению тарифов и не имело возможность представить на заседание комиссии данные об экономически обоснованных затратах.
Просил суд приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 3 декабря 2013 года № 121-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Оренбургской области" признать недействующим в части утверждения тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "Восток".
В судебном заседании представитель ЗАО "Восток" Карамышев Е.М., действующий на основании доверенности, заявление поддержал.
Представители Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Линникова В.В., Клюшников С.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Губарева О.А. в судебном заседании полагала отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 3 декабря 2013 года № 121-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Оренбургской области" официально опубликован в установленном порядке в газете "Оренбуржье" № 203 (4995) от 13 декабря 2013 года и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривалось.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 г. № 141-ук Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов является органом исполнительной власти Оренбургской области. Департамент осуществляет правовое регулирование в области государственного регулирования тарифов и контроля за ценами в сферах, определенных федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области, является уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков и контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В пункте 2 части 1 статьи 8 этого Закона указано, что регулированию подлежат предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В части 1 статьи 7 определены основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Частью 1 статьи 10 закреплены положения о том, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление) утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
Пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установлено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
Судом установлено, что ЗАО "Восток" письмом от 12 июля 2013 г. представило в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов заявление о выборе метода регулирования тарифов - метод индексации.
Письмом от 31 июля 2013 г. Департамент принял решение о выборе метода индексации для регулирования тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ЗАО "Восток".
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72 Постановления).
Между тем, приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 г. № 191-э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям по субъектам Российской Федерации только на 2014 года.
На один финансовый год, согласно пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации № 1075, при установлении тарифов может быть использован только метод экономически обоснованных расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 886 в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" внесены изменения в пункт 5 и дополнено пунктом 6, согласно которым организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в срок до 1 ноября 2013 г. вправе подать заявление о выборе метода экономически обоснованных расходов (затрат) на 2014 год. При установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2014 год метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется органом регулирования без учета требований пункта 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, с учетом заявления регулируемой организации. Органы регулирования обязаны рассмотреть заявления и принять решения о выборе метода регулирования в срок до 15 ноября 2013 г.
На основании этих изменений письмом от 5 ноября 2013 г. Департамент сообщил в ЗАО "Восток" о выборе метода экономически обоснованных расходов (затрат) для регулирования тарифов на 2014 г. на тепловую энергию, поставляемую потребителям ЗАО "Восток".
Выбор указанного метода заявителем не оспаривается.
Из пояснений представителя заявителя, не опровергнутых другими доказательствами, следует, что указанное письмо было получено обществом 12 ноября 2013 г.
Уведомлением от 25 ноября 2013 г. Департамент сообщил о назначении даты заседания коллегии Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов по вопросу установления тарифов на 2014 г. Замечания и предложения к проекту экспертного заключения, прилагаемому к уведомлению, предложено представить до 27 ноября 2013 г.
Из материалов дела установлено, что письмо было направлено 28 ноября 2013 г. в ЗАО "Восток" по адресу, указанному самим заявителем: г. Оренбург, ул. Волгоградская, 9. В связи с тем, что по этому адресу письмо не было принято адресатом, 30 ноября 2013 г., оно, согласно почтовому штемпелю, передано в общество по другому адресу: г. Оренбург, ул. Карагандинская, 58/1, и получено ЗАО "Восток" 2 декабря 2013 г., а зарегистрировано в качестве входящей корреспонденции лишь 3 декабря 2013 г.
Следовательно, заявитель был извещен о дате заседания комиссии за день до принятия решения и мог заявить о своем несогласии с экспертным заключением или представить на заседание комиссии свой расчет тарифов с учетом произведенных затрат.
Кроме того, судом установлено, что 30 ноября 2013 г. сообщение о дате заседания коллегии по установлению тарифов на 2014 г. было размещено на сайте Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Обязанность по извещению о дате назначения заседания коллегии по установлению тарифов законом или иными нормативными актами на орган регулирования не возложена. В связи с чем доводы заявителя о несвоевременном их извещении о дате и времени заседания коллегии не являются основанием для вывода о нарушении Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов процедуры принятия решения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), который разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.
Согласно пункту 17 Регламента, уполномоченные представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), вправе знакомиться с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов).
По мнению представителя ЗАО "Восток" было лишено возможности представить свои сведения об экономических расходах на заседание коллегии в связи с поздним уведомлением.
Суд не соглашается с доводами заявителя в этой части, поскольку со дня получения уведомления от органа регулирования о выборе метода экономически обоснованных расходов (затрат) для регулирования тарифов на 2014 г., то есть с 12 ноября 2013 г., общество имело возможность ознакомиться с материалами тарифного дела, представить свои расчеты с приложением документов, подтверждающих экономически обоснованные расходы, или сообщить на заседание коллегии о своем несогласии с экспертным заключением. Доказательств создания препятствий со стороны Департамента в ознакомлении с материалами тарифного дела не имеется.
Судом установлено, что на заседание коллегии ЗАО "Восток" не представило в Департамент пакет документов с расчетами для утверждения тарифов на тепловую энергию. Такой расчет без экспертного заключения был представлен при рассмотрении настоящего спора в предварительное судебное заседание 5 мая 2014 г. В расчете были использованы данные за 2013 - 2014 годы, которые не могли быть применены при расчете тарифов на 2014 год.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого приказа у органа регулирования отсутствовали сведения о наличии экономически обоснованных затрат ЗАО "Восток" для их учета при расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЗАО "Восток". Расчет таких расходов отсутствовал и у ЗАО "Восток".
При установлении тарифов на 2014 и последующие годы, а также на 2013 год в случаях, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", применяется Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций (п. 14 Правил регулирования и п. 4 Регламента).
Таким образом, доводы представителя заявителя о том, что при отсутствии предложений со стороны общества Департамент не должен был устанавливать тарифы, не основан на законе. Возможность установления тарифов органом регулирования при отсутствии предложений и сведений со стороны регулируемой организации нормативными актами предусмотрена.
Правилами регулирования цен регламентировано, что цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. Предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года (пункты 6 и 7 Правил).
Судом не установлено нарушений процедуры принятия решения об установлении тарифов. Орган регулирования действовал в пределах своих полномочий, приказ не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту.
Применение Департаментом метода экономически обоснованных расходов (затрат) предусмотрено и регламентировано пунктами 16 и 17 Основ ценообразования.
Применение этого метода установления тарифов заявителем не оспаривается.
Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (п. 15 Основ).
При отсутствии данных об экономически обоснованных расходах в связи с непредставлением регулируемой организацией предложения об установлении тарифов Департамент действовал в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 14 Правил регулирования и пунктом 4 Регламента, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действовавших в 2013 г. тарифов, макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год, рекомендованных к применению пунктом 2 приказа Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 г. № 191-э/2.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства Российской Федерации № 1075 Департаментом проведена экспертиза, результаты которой не оспорены.
Доводы заявителя о том, что Департаментом использованы данные за предшествующие периоды регулирования, с расчетом которых общество также не соглашается, суд полагает неосновательными, поскольку правомерность и правильность установления тарифов за предшествующие периоды не являлись предметом рассмотрения настоящего дела.
Поскольку судом не установлено нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого приказа, оснований для признания его недействующим не имеется, заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

закрытому акционерному обществу "Восток" в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 3 декабря 3013 г. № 121-т/э в части утверждения тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую закрытым акционерным обществом "Восток" на 2014 год - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Оренбургского
областного суда
И.Ф.СЕЛЮТИНА


------------------------------------------------------------------