Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2014 по делу N А47-12246/2013 <В удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции отказано, поскольку административным органом не доказана принадлежность рекламной конструкции ответчику; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу № А47-12246/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Тамары Васильевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 22.11.2013 № 14157 временно исполняющего обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана милиции Черникова В.Н. (Оренбургская область, п. Переволоцкий) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНЗНАКЪ" (ОГРН 1085658039719, ИНН 5612068910, г. Оренбург), к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
При участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - не явился, извещен надлежаще,
от лица, привлекаемого к административной ответственности - представитель Б. (доверенность б/н от 20.09.2014 г.),

установил:

Временно исполняющий обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана полиции Черников В.Н. (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНЗНАКЪ" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "ОРЕНЗНАКЪ") к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности требования заявителя не признает.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Временно исполняющим обязанности старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Переволоцкому району, капитаном полиции Аккубековым Р.Р. 08.10.2013 произведена проверка соответствия рекламных конструкций на территории Переволоцкого района требованиям стандартов, норм, правил.
Результаты проверки отражены в акте обследования рекламной конструкции от 08.10.2013 г.
В связи с выявленными нарушениями, Временно исполняющим обязанности старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Переволоцкому району, капитаном полиции Аккубековым Р.Р. 08.10.2013 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя юридического лица от 16.10.2013 г. было назначено время составления административного протокола в отношении ООО "ОРЕНЗНАКЪ" - 25.10.2013 г. 10 час. 30 мин.
Временно исполняющий обязанности старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Переволоцкому району, капитан полиции Аккубековым Р.Р. в отношении ООО "ОРЕНЗНАКЪ" 08.11.2013 г. составил протокол № 56 АЕ 004277 по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из текста протокола 08.10.2013 г. проверяющим были выявлены следующие нарушения в отношении рекламной конструкции, размещенной на 354 + 020 км (слева) автодороги Самара - Оренбург, а именно: рекламная конструкция установлена и эксплуатируется без соответствующего разрешения предусмотренного законодательством РФ, расстояние от рекламной конструкции до пересечения а/д Самара - Оренбург и "обход п. Переволоцкий от а/д Самара - Оренбург в направлении с. Кичкасс", составляет 121 метр, при нормативе - не менее 150 метров; от бровки земляного полотна расстояние до ближайшей габаритной точки конструкции равно 2,6 метра, при нормативе - не менее 10 метров (пункты 4, 9, 10 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003).
Для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности временно исполняющий обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитан полиции Черников В.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяются положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно требованиям ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В силу п. 9, 13 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Пунктом 10 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 5, ч. 4 ст. 19 Закона о рекламе реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Согласно п. 6.1 ГОСТа Р 52044-2003, на который ссылается административный орган, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Как следует из материалов дела, на автодороге Самара - Оренбург 354 + 020 км (слева), установлена рекламная конструкция плоской прямоугольной формы, размером 6 x 3 м.
Названная рекламная конструкция установлена в нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003: расстояние от рекламной конструкции до пересечения а/д Самара - Оренбург и "обход п. Переволоцкий от а/д Самара - Оренбург в направлении с. Кичкасс", составляет 121 метр, при нормативе - не менее 150 метров; от бровки земляного полотна расстояние до ближайшей габаритной точки конструкции равно 2,6 метров, при нормативе - не менее 10 метров.
В соответствии с ответом Администрации Переволоцкого района Оренбургской области (исх. № 01-13/2985 от 17.10.2013 г.) разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на а/д "подъезд к г. Оренбург от а/д М5 Урал" (Самара - Оренбург), не выдавалось.
Суд считает необходимым обратить внимание на разночтения координат местонахождения рекламной конструкции в материалах административного производства, а именно: согласно Акту обследования рекламной конструкции от 08.10.2013 г. произведен осмотр и проведены замеры рекламной конструкции, установленной "на 355-м км а/д "Подъезд к г. Оренбург от а/д М5 Урал" (Самара - Оренбург), при вынесении Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.10.2013 г. "расстояние от рекламной конструкции установленной на 354 + 020 км а/д Самара - Оренбург до пересечения указанной дороги и а/д "обход п. Переволоцкий от а/д Самара - Оренбург в направлении с. Кичкасс", составляет 121 метр, при нормативе - не менее 150 метров; от бровки земляного полотна расстояние до ближайшей габаритной точки конструкции равно 2,6 метра, при нормативе - не менее 10 метров", в определении о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя юридического лица от 16.10.2013 г. проверяющим в ходе разбирательства по факту наличия события административного правонарушения в установке рекламных конструкций установлено, что 08.10.2013 г. "на 354 + 020 (км), 356 + 995 (км), а/д "подъезд к г. Оренбург от а/д М5 Урал" и 002 + 060 (км) а/д Переволоцкий - Зубочистка 2", в протоколе 56 АЕ 004277 об административном правонарушении: "выявлены нарушения в отношении рекламной конструкции, размещенной на 354 + 020 км (слева) автодороги Самара - Оренбург".
Из пояснений представителя общества в ходе судебного заседания и представленных в материалы дела паспортов согласования наружной рекламы следует, что магистральные щиты установлены обществом по следующим адресам: "Подъезд к г. Оренбургу от а/д М5 Урал на 356 км + 990 м слева", "Подъезд к пос. Переволоцк от а/т Самара - Оренбург на 0 км + 100 м справа", "Подъезд к г. Оренбургу от а/д М5 Урал на 353 км + 700 м слева".
Доказательств, что ООО "ОРЕНЗНАКЪ" является собственником рекламной конструкции "размещенной на 354 + 020 км (слева) автодороги Самара - Оренбург" в материалах административного производства не содержится.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что административным органом не доказана принадлежность рекламной конструкции, размещенной на 354 + 020 км (слева) автодороги Самара - Оренбург, ООО "ОРЕНЗНАКЪ", в связи с чем, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности.
Кроме того, исследовав материалы дела на предмет соблюдения административным органом процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что им были допущены существенные процессуальные нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
Данное обстоятельство устанавливается на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с действующим законодательством административный орган несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности. Доказательства, на которые при этом ссылается заявитель, в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны соответствовать критериям относимости, допустимости и достоверности.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу п. 3 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с п. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из указанных выше норм, составление протокола в отсутствии законного представителя юридического лица возможно только при условии надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о дате и времени составления протокола.
Как следует из материалов дела законный представитель ООО "ОРЕНЗНАКЪ" при составлении протокола от 08.11.2013 г. № 56 АЕ 004277 об административном правонарушении по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не присутствовал.
В определении о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя юридического лица от 16.10.2013 г. указана дата и время составления протокола - 25.10.2013 г. в 10 час. 30 мин., тогда когда как протокол об административном правонарушении юридического лица № 56 АЕ 004277 составлен 08.11.2013 г. в 09 час. 00 мин.
Кроме того, в материалах административного дела в качестве извещения общества заявитель представил только квитанцию от 20.11.2013 о направлении копии заявления о привлечении юридического лица ответчику, однако доказательства извещения ООО "ОРЕНЗНАКЪ" на протокол материалы дела не содержат.
Таким образом, доказательств извещения ООО "ОРЕНЗНАКЪ" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем в материалы дела не предоставлено.
Согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица № 56 АЕ 004277 от 08.11.2013 г. об административном правонарушении по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии законного представителя общества и без доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола является существенным и грубым нарушением требований частей 3, 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами, что является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку протокол об административном правонарушении юридического лица № 56 АЕ 004277 от 08.11.2013 г. по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "ОРЕНЗНАКЪ" составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства наличия в действиях общества события административного правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявления временно исполняющего обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана полиции Черникова В.Н. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНЗНАКЪ" к административной ответственности по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

в удовлетворении требований временно исполняющего обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району Оренбургской области капитана полиции Черникова В.Н. (Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Орензнакъ" (ОГРН 1085658039719, ИНН 5612068910 г. Оренбург) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
Т.В.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------