Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2014 по делу N А47-9383/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лица на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу № А47-9383/2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сердюк Т.В., судей Советовой В.Ф., Мирошник А.С. (в составе суда произведена замена отсутствующей по уважительным причинам судьи Цыпкиной Е.Г. на судью Советову В.Ф. на основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000", с. Благословенка Оренбургского района Оренбургской области исх. б/N, б/даты (поступило в арбитражный суд 09.09.2013 г.) к Совету депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующими подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лица на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 № 188 с момента его принятия как несоответствующим ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" статьям 34, 28 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, г. Оренбург, Прокуратура Оренбургской области, г. Оренбург,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: Гусева Г.М. - представителя (доверенность № 12 от 10.04.2013, сроком 1 год);
от ответчика: Белова Ю.Ю. - главного специалиста (доверенность № 01-20/568 от 11.10.2013, сроком действия 1 год);
от заинтересованного лица: Борзых М.В. - председатель правового комитета (доверенность № 01 22/2568 от 06.05.2013, сроком действия 3 года);
от прокуратуры: Филипповской О.Н. - прокурора отдела (удостоверение ТО № 132605 от 03.09.2012, срок действия удостоверения 05.09.2015);
В судебном заседании объявлялся перерыв с 4 апреля 2014 г. до 11 апреля 2014 г. на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Оренбургской области.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Макс-2000", с. Благословенка Оренбургского района Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением исх. б/N, б/даты (поступило в арбитражный суд 09.09.2013 г.) к Совету депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующими подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лица на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 № 188 с момента его принятия как несоответствующим ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьям 34, 28 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, г. Оренбург, Прокуратура Оренбургской области, г. Оренбург,
Обращаясь с заявлением о признании недействующими подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лица на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 № 188 заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт не отвечает требованиям ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьям 34, 28 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также нарушает его права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Совет депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области требования заявителя не признает, и считает, что производство по делу А47-9383/2013 должно быть прекращено, так как Общество обратилось в суд после внесения изменений в п. 7, и исключения пункта 7.1 статьи 5 Положения. Кроме того, заинтересованное лицо считает, что оспариваемым актом права и законные интересы заявителя не нарушены.
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Заинтересованное лицо считает, что оспариваемый акт соответствует действующему законодательству, и кроме того не нарушает права и законные интересы Общества, так как земельный участок площадью 69,9 га не мог быть предоставлен заявителю в аренду в виду нецелесообразности.
Прокуратура Оренбургской области изложила свою позицию в письменном отзыве, указав на то, что на момент принятия и действия до 29.10.2013 оспариваемый нормативный правовой акт не соответствовал действующему законодательству.
Судом из материалов дела установлено, Решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области 22 декабря 2011 года утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" № 188, опубликованное в газете "Сельские вести" 24.01.2012, 31.01.2012, 28.02.2012.
ООО "Макс-2000" 11 февраля 2013 обратилось с заявлением в Администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, примерной площадью 699 000 кв. м, расположенном по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, в западной части кадастрового квартала 56:21:0302001, сроком на пять лет.
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области письмом № 01-22/1123 от 27.02.2013 отказала в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на информацию от Администрации Благославенского сельского совета о нецелесообразности предоставления земельного участка в аренду в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки МО Благославенский сельсовет.
ООО "Макс-2000" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об оспаривании письма № 01-22/1123 от 27.02.2013. Решением Арбитражного суд Оренбургской области по делу А47-2598/2013 от 25.06.2013 требования заявителя оставлены без удовлетворения. Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Заявитель на основании решения суда А47-2598/2013 от 25.06.2013 и постановления апелляционной инстанции пришел к выводу, что в предоставлении спорного земельного участка ему отказано по причине отсутствия ходатайства о предоставлении земельного участка органа местного самоуправления сельского поселения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 7, пунктом 7.1 ст. 5 Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области".
Общество посчитав, что требования подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения не соответствуют требованиям ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" статьям 28, 34 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводам об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения требований общества.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды, помимо прочего рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
При рассмотрении вопроса о подведомственности суд приходит к выводу о том, что данное дело относится к компетенции арбитражного суда на основании положений статьи 78 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в определенном законом порядке. Названный Федеральный закон по существу установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если такое заявление подано организацией или гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 информационного письма от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов", а также в Постановлении от 19.07.1995 № 3926/05.
Таким образом, спор рассматривается арбитражным судом по существу в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. ч. 4 - 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно ст. ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Подпунктом 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, помимо прочего, находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 13 части 1 статьи 20 "Устава муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" (принят решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 08.12.2005 № 12) осуществление названных полномочий отнесено к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования.
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что предоставление в аренду земельных участков, составляющих муниципальную собственность, является способом распоряжения ими, Положение о порядке предоставления земельных участков принято Советом депутатов в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Определяя соответствие оспариваемого положения нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьям 34, 28 Земельного кодекса РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ).
Из статей 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам, земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Для этого соответствующие уполномоченные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нормы статьи 34 ЗК РФ направлены на обеспечение прав и интересов граждан при предоставлении им земельных участков из государственной либо муниципальной собственности. Одно из основных требований при этом - разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуру и критерии предоставления таких земельных участков. Утверждение таких актов является одним из направлений работы по реализации норм Земельного кодекса. Данные акты должны соответствовать тем общим к ним требованиям, которые определены в статье, и не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 № 188 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Положение).
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Положения управление и распоряжение земельными участками, расположенными в границах Оренбургского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется Администрацией в лице ее главы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Положения рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, о необходимости формирования земельных участков для дальнейшего предоставления, о проведении процедуры выбора земельных участков для целей, связанных со строительством (предварительном согласовании места размещения объекта), о необходимости изменения вида разрешенного использования земельных участков, об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, осуществляется Комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков, формируемой администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области.
Постановлением Администрации от 08.02.2013 № 406-п "О создании комиссии и утверждении положения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков" утвержден состав комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков и положение по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков.
В соответствии с пунктам 2, 6, 7, 7.1, 10, 12 статьи 5 Положения земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, могут предоставляться юридическим лицам на праве: собственности; постоянного (бессрочного) пользования; аренды; безвозмездного срочного пользования.
Предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам осуществляется Администрацией в лице главы с учетом мнения органов местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области.
При первичном предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности (земельные участки, свободные от имущественных прав юридических и физических лиц, имущественных прав субъектов Российской Федерации и Российской Федерации) физическим и юридическим лицам органы местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области направляют в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район следующие документы, являющиеся неотъемлемыми приложениями к заявлениям таких физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков:
а) ходатайство об обеспечении выбора земельного участка (для предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта) либо ходатайство о формировании земельного участка (для предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта);
б) план-схема земельного участка, с указанием размеров и координат;
в) ситуационный план земельного участка;
г) справка о наличии (отсутствии) арестов и обременений земельного участка;
д) справка о наличии (отсутствии) строений на земельном участке;
е) справка о наличии (отсутствии) коммуникаций на земельном участке;
ж) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения либо из земель населенных пунктов, земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства (создания, осуществления деятельности, расширения), а также для целей, не связанных со строительством, вместо ходатайства об обеспечении выбора земельного участка в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области направляется ходатайство о предоставлении земельного участка.
К заявлениям юридических лиц о предоставлении земельных участков во всех случаях в обязательном порядке прилагаются копии учредительных документов, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
В рассматриваемом случае муниципальное образование Оренбургский район Оренбургской области, установив процедуру и критерии предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, лишь реализовало предоставленное ему статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации полномочие.
Толкование содержащихся в Земельного кодекса Российской Федерации норм позволяет сделать вывод, что определение процедуры предоставления земли должно производиться органом местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на получение земельного участка.
Положения подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения о необходимости направления органами местного самоуправления в адрес главы администрации муниципального образования ходатайства об обеспечении выбора земельного участка либо ходатайства о формировании земельного участка; ходатайства о предоставлении земельного участка, представляют собой процедуру предварительного согласования соответствующего земельного участка с органами местного самоуправления. Что в свою очередь направлено на соблюдении интересов муниципального образования, которое преследует публичный интерес.
В рассматриваемой ситуации, судом установлено, что Администрацией Благословенского сельского совета представлено письмо № 55 от 25.02.2013 о нецелесообразности предоставления спорного земельного участка в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки МО Благославенский сельсовет, муниципальный контракт № 0153300004512000293-026.0 на разработку цифровой топографической подосновы, генерального плана и проекта правил землепользования и застройки МО Благославенский сельсовет Оренбургского района, акт о приемке выполненных работ от 04.10.2013, проект генерального плана муниципального образования Благославенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Суд отмечает, что соответствующий орган местного самоуправления не может быть лишен полномочий по разработке и утверждению документов территориального планирования поселения, предоставленных ему статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, положения подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно ст. 34 Земельного кодекса.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения по отказу в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков. Так, в силу данной нормы не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ссылка заявителя на то, что требования подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения не соответствуют части 4 статьи 28 Земельного кодекса необоснованна, поскольку данная норма не допускает отказа в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, а не в аренду. Довод Общества о том, что предоставление земельных участков в собственность в полной мере можно отнести и к отношениям по предоставлению земельных участков в аренду, основан на неверном толковании норм права.
Довод заявителя о том, что подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения не соответствуют Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" судом отклоняется. Так как, Обществом не указано, каким конкретно нормам указанного закона не соответствует оспариваемое положение.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области не противоречат (соответствуют) ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьям 34, 28 Земельного кодекса РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Между тем, суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи приходит к выводу о нарушении подпункта "а" пункта 7, пункта 7.1 статьи 5 Положения прав и законные интересы заявителя.
Из текста пункта 7 статьи 5 Положения следует, что ходатайства, указанные в подпункте "а" и пункте 7.1, являются неотъемлемым приложением к заявлениям о предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам.
По мнению суда, формулировка "неотъемлемым приложением к заявлениям" является некорректной, так как создает неопределенность в способе получения физическими и юридическими лицами вышеуказанных ходатайств.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что некорректная формулировка пункта 7 оспариваемого Положения привела к нарушению прав и законных интересов заявителя, путем возложения на него неопределенных обязанностей по получению ходатайства об обеспечении выбора земельного участка либо ходатайства о формировании земельного участка; ходатайства о предоставлении земельного участка.
Довод Администрации муниципального образования Оренбургский район о необходимости прекращения производства по делу ввиду отсутствия предмета спора, судом отклоняется.
Из материалов дела установлено, что Решением Совета депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области от 29.10.2013 года "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район № 188 от 22.12.2011 года "О порядке предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" внесены изменения и дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район № 188 от 22.12.2011 года "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области": 1.2 пункт 7 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"7. Администрация МО Оренбургский район определяет земельные участки из государственной или муниципальной собственности (земельные участки, свободные от имущественных прав юридических и физических лиц, имущественных прав субъектов Российской Федерации и Российской Федерации) возможные для предоставления физическим и юридическим лицам. При первичном предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности (земельные участки, свободные от имущественных прав юридических и физических лиц, имущественных прав субъектов Российской Федерации и Российской Федерации) юридическое или физическое лицо направляет заявление в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район с приложением следующих документов:
а) справка о наличии (отсутствии) арестов и обременений земельного участка;
б) справка о наличии (отсутствии) строений на земельном участке;
в) справка о наличии (отсутствии) коммуникаций на земельном участке;
г) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Документы, указанные в подпунктах "а, б, в, г" настоящего пункта предоставляются органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района по запросу заявителя - гражданина, юридического лица".
1.3. Пункт 7.1 статьи 5 исключить.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 12.07.2006 № 182-О, положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (в редакции от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и в целях квалифицированного единообразия дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" дал аналогичные разъяснения: если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как было установлено судом ранее, права и законные интересы заявителя были нарушены оспариваемым Положением, ввиду этого спор подлежал рассмотрению по существу.
Для признания оспариваемых актов недействующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Исходя из того, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют одновременно два условия для признания оспариваемых пунктов Положения недействующими, а именно отсутствует условие о их несоответствии нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями п. 2 ч. 3 ст. 18, 163, 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью "Макс - 2000" требования отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Оренбургской области.

Председательствующий судья
Т.В.СЕРДЮК

Судьи
А.С.МИРОШНИК
В.Ф.СОВЕТОВА


------------------------------------------------------------------