Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.02.2014 по делу N А47-13724/2013 <О признании частично недействующими пункта 3 части 2; пункта 4 части 2; пункта 1 части 5 Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет от 21.05.2012 N 13>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. по делу № А47-13724/2013
Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28.02.2014 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сиваракши В.И., судей Сердюк Т.В., Цыпкиной Е.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колпаковой Л.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело, возбужденное по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области (г. Оренбург) к Совету депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области (Оренбургская область, Матвеевский район, п. Кинельский) о признании частично недействующими Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет № 13 от 21.05.2012 года, третье лицо - администрация муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области,
представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя: Филипповская О.Н. - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области (удостоверение),
от заинтересованного лица: представитель в судебное заседание не явился - извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 3 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
от третьего лица: представитель в судебное заседание не явился - извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 3 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.02.2014 года до 28.02.2014 года 10 часов 00 минут, информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области.
установил:
первый заместитель прокурора Оренбургской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Совету депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области о признании недействующими Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет № 13 от 21.05.2012 года (далее - Правила благоустройства), в части:
- п. 3 части 2 в части слов "на расстоянии не менее 15 м от них по периметру, для находящихся вблизи от автодорог обеспечить надлежащее санитарное состояние прилегающей территории до начала проезжей части";
- п. 4 части 2;
- п. 1 части 5 в части слов "и на примыкающих к ней участках".
Прокурор считает, что оспариваемые положения нормативного акта не соответствуют положениям ст.ст. 71, 132 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Решением Совета депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области от 21.05.2012 года № 13 в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждены Правила благоустройства. Указанные правила, как следует из информации главы администрации Кинельского сельсовета Матвеевского района Оренбургской области от 13.12.2013 года № 02-01-12/254, обнародованы путем размещения на информационных стендах, расположенных в помещениях сельских библиотек и клубов.
Правила благоустройства содержат единые и обязательные для юридических и физических лиц, предпринимателей правила уборки и содержании территории села, определяют порядок производства дорожных, земляных работ и благоустройства территории села, порядок содержания зеленых насаждений.
Согласно п. 3 части 2 Правил благоустройства, руководители предприятия, учреждений, организаций, а также физические лица обязаны обеспечить уборку прилегающих к предприятиям, учреждениям, организациям, частным домам территорий, а также уничтожение сорной растительности на расстоянии не менее 15 м от них по периметру, для находящихся вблизи от автодорог обеспечить надлежащее санитарное состояние прилегающей территории до начала проезжей части.
Пунктом 4 части 2 Правил благоустройства установлено, что организации, учреждения, предприятия обязаны собственными силами и средствами осуществлять уничтожение сорной растительности и уборку территорий прилегающих пустырей. В жилом секторе соответствующие места приводятся в надлежащее санитарное состояние совместными усилиями граждан, проживающих на данной улице.
В пункте 1 части 5 Правил благоустройства установлено, что текущее содержание объектов зеленого хозяйства обеспечивается физическими лицами, организациями и учреждениями на принадлежащей им территории и на примыкающих к ней участках.
Прокурор обратился с заявлением о признании недействующими в части Правил благоустройства, ссылаясь на то, что прилегающая территория является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Возложение на предприятия, организации, учреждения и физических лиц обязанности по содержанию территории общего пользования, прилегающей к их имуществу, но не находящейся в их собственности, владении либо пользовании, является незаконным и может быть осуществлено только на основании федерального закона или договора, так как влечет за собой материальные затраты на содержание территории и угрозу привлечения к ответственности за неисполнение Правил благоустройства в соответствии с действующим законодательством.
Заинтересованное лицо отзыва по существу заявленных требований не представило, дело рассмотрено по имеющимся в деле доказательствам.
Третье лицо в отзыве заявленные требования признает.
Изучив материалы дела. суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с действующей на момент рассмотрения дела редакцией пп. 1.1 части 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры о признании недействующими нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку в данном случае федеральный закон предусматривает рассмотрение в арбитражном суде спора по оспариванию нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, и таким актом затронуты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в данном деле прокурор представляет неограниченный круг хозяйствующих субъектов и граждан), суд первой инстанции считает, что заявление подано с соблюдением правил подведомственности.
В силу частей 4 - 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральным законом № 131-ФЗ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам компетенции органов местного самоуправления, в частности, в постановлении от 02.04.2002 года № 7-П, определениях от 10.04.2002 года № 92-О, от 06.03.2008 года № 214-О-П, постановлении от 29.03.2011 года № 2-П, следует, что понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования. Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ под "благоустройством территории поселения (городского округа)" понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу пунктов 1, 3, 4 ст. 7 Закона Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание имущества является бременем его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из основных начал гражданского законодательства является то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в числе прочего обладают следующими полномочиями:
- издание муниципальных правовых актов;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
- иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных п. 7.1 - 9, 15 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.
К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что бремя содержания является элементом правомочий собственника, регулируемых гражданским законодательством, которое в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации, случаи несения бремени содержания имущества несобственником при нормативно-правовом регулировании могут быть установлены лишь федеральными законами, к числу которых Правила благоустройства не относятся. При отсутствии подобного Федерального законодательства, бремя содержания на несобственника может быть возложено только на договорной основе.
Между тем, вопреки требованиям приведенных выше норм федерального законодательства, на организации, учреждения, предприятия и физических лиц п. 3 части 2 в части слов "на расстоянии не менее 15 м от них по периметру, для находящихся вблизи от автодорог обеспечить надлежащее санитарное состояние прилегающей территории до начала проезжей части", п. 4 части 2, п. 1 части 5 в части слов "и на примыкающих к ней участках" Положения по благоустройству возлагают обязанность по содержанию прилегающих территорий (уборка, уничтожение сорной растительности, надлежащее санитарное состояние, содержание объектов зеленого хозяйства), т.е. территорий, не принадлежащих им на праве собственности, в то время как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении этих мероприятий.
С учетом изложенного указанные положения Правил благоустройства не соответствуют ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 ст. 7, и ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку возлагают на физических и юридических лиц дополнительное, не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, бремя содержания не принадлежащего им имущества.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в силу требований ст. 10, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также граждан - собственников или владельцев земельных участков осуществлять уборку не принадлежащих им прилегающих к таким земельным участкам территорий.
Следовательно, возложение нормативным правовым актом органа местного самоуправления на указанных лиц дополнительных, не предусмотренных федеральным законом обязанностей по содержанию (в том числе уборке) прилегающей территории противоречит требованиям федерального законодательства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Заявитель и заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины освобождены на основании подп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные первым заместителем прокурора Оренбургской области требования удовлетворить.
Признать п. 3 части 2 в части слов "на расстоянии не менее 15 м от них по периметру, для находящихся вблизи от автодорог обеспечить надлежащее санитарное состояние прилегающей территории до начала проезжей части"; п. 4 части 2; п. 1 части 5 в части слов "и на примыкающих к ней участках" Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования Кинельский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области № 13 от 21.05.2012 года, не соответствующими положениям ст. ст. 71, 132 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и недействующими полностью.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Уральского округа) в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
В.И.СИВАРАКША
Судьи
Т.В.СЕРДЮК
Е.Г.ЦЫПКИНА
------------------------------------------------------------------