Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации города Оренбурга от 15.09.2014 N 2118-п "Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования "город Оренбург" на 2015 год и плановый период до 2017 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. № 2118-п

Об утверждении прогноза социально-экономического развития
муниципального образования "город Оренбург" на 2015 год
и плановый период до 2017 года

На основании статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Положения о бюджетном процессе в городе Оренбурге, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 09.06.2006 № 4, Административного регламента по исполнению муниципальной функции по разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования "город Оренбург", утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 26.03.2014 № 573-п и руководствуясь статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга:

1. Утвердить Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Оренбург" на 2015 год и плановый период до 2017 года (далее - Прогноз) согласно приложению.

2. Финансовому управлению администрации города Оренбурга при разработке проекта бюджета города Оренбурга на 2015 год и плановый период до 2017 года руководствоваться основными показателями Прогноза.

3. Заместителям главы администрации города Оренбурга, руководителям отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга руководствоваться в работе основными положениями Прогноза (по компетенции).

4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Вечерний Оренбург" и размещению на официальном сайте администрации города Оренбурга.

5. Поручить организацию исполнения настоящего постановления заместителю главы администрации города Оренбурга по экономике и финансам Ремизовой Е.А.

Глава администрации
города Оренбурга
Е.С.АРАПОВ





Приложение
к постановлению
администрации города Оренбурга
от 15 сентября 2014 г. № 2118-п

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития
муниципального образования "город Оренбург"
на 2015 год и плановый период до 2017 года

Введение

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Оренбург" на 2015 год и плановый период до 2017 года разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Оренбургской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, исходя из анализа социально-экономического развития города Оренбурга за предшествующие годы, с учетом предпринимаемых мер, направленных на оздоровление экономики и развитие социальной сферы города Оренбурга. В основу прогноза положены перспективные планы развития ведущих предприятий и организаций города Оренбурга.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Оренбург" на 2015 год и плановый период до 2017 года разработан на вариантной основе:
- первый вариант (базовый) отражает развитие экономики в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, низкой конкурентоспособности производимой предприятиями продукции и ограниченного спроса на нее;
- второй вариант (умеренно-оптимистичный) предполагает более быстрое развитие экономики за счет реализации инвестиционных проектов естественных монополий, роста банковского кредитования, повышения конкурентоспособности и эффективности промышленных предприятий, а также стимулирования экономического роста и модернизации промышленности со стороны Правительства Российской Федерации и Оренбургской области.
Разработка прогноза осуществлялась в условиях сложившейся налоговой системы. При этом учитывались основные изменения в соответствии с одобренными основными направлениями налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Корректировка значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2014 - 2016 годы, утвержденных ранее, произведена с учетом тенденций социально-экономического развития города в 2013 году.
При разработке прогноза принимались во внимание факторы рыночных отношений развития экономики за счет нормализации финансово-экономической ситуации, дальнейшего развития деятельности хозяйствующих субъектов, повышения конкурентоспособности собственной продукции, снижения производственных издержек, внедрения эффективных и энергосберегающих технологий, развития транспортной инфраструктуры, повышения инвестиций в развитие человеческого капитала, проведения активной социальной политики, направленной на широкое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальных задач с учетом интересов различных социальных групп населения.

Показатели прогноза социально-экономического развития
муниципального образования "город Оренбург" на 2015 год
и плановый период до 2017 года

Показатели
Ед. изм.
Отчет
Оценка
Прогноз
2013
2014
2015
2016
2017
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
Демографические показатели
Все население (среднегодовая численность)
тыс. чел.
573,675
577,523
581,372
581,365
585,221
585,193
589,070
589,006
% к предыдущему году
100,5
100,7
100,7
100,7
100,7
100,7
100,7
100,7
Городское население (среднегодовая численность)
тыс. чел.
558,133
561,996
565,861
565,838
569,725
569,666
573,590
573,480
% к предыдущему году
100,5
100,7
100,7
100,7
100,69
100,68
100,69
100,67
Сельское население (среднегодовая численность)
тыс. чел.
15,542
15,526
15,511
15,526
15,495
15,526
15,480
15,526
% к предыдущему году
99,6
99,9
99,9
100,0
99,9
100,0
99,9
100,0
Родилось
чел.
7897
7900
7900
7903
7900
7906
7900
7909
%
104,04
100,05
100,00
100,05
100,00
100,05
100,00
100,05
Умерло
чел.
6507
6507
6507
6500
6507
6493
6507
6486
%
100,09
100,00
100,00
99,90
100,00
99,90
100,00
99,90
Баланс рождения - смертности
чел.
1390
1393
1393
1403
1393
1413
1393
1423
Число прибывших
чел.
14491
14491
14491
14346
14491
14202
14491
14059
%
104,24
100,00
100,00
99,00
100,00
99,00
100,00
99,00
Число выбывших
чел.
12035
12035
12035
11914
12035
11794
12035
11676
%
88,70
100,00
100,00
99,00
100,00
99,00
100,00
99,00
Баланс миграции
чел.
2456
2456
2456
2432
2456
2408
2456
2383
Промышленное производство
Индекс промышленного производства
%
98,3
100,5
100,6
101,4
100,4
100,9
100,7
101,3
Добыча полезных ископаемых
млн. руб.
42663,6
49330,1
50167,1
50211,9
51998,8
52054,8
53763,1
53824,5
% к предыдущему году
157,8
115,6
101,7
101,8
103,7
103,7
103,4
103,4
Обрабатывающие производства
млн. руб.
70568,2
77519,4
82163,7
82561,5
85542,9
86152,3
88708,8
89639,5
% к предыдущему году
94,6
109,9
106,0
106,5
104,1
104,3
103,7
104,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млн. руб.
33536,3
35682,8
38505,8
38645,2
41617,8
41984,6
44011,6
44568,6
% к предыдущему году
94,8
106,4
107,9
108,3
108,1
108,6
105,8
106,2
Сельское хозяйство
Продукция сельского хозяйства
млн. руб.
1 921,4
2142,7
2322,1
2355,3
2468,2
2510,8
2656,6
2710,5
Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
123,5
102,5
104,2
106,0
102,9
104,0
102,8
103,7
Индекс-дефлятор продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
% к предыдущему году
107,8
108,8
104,0
103,7
103,3
102,5
104,7
104,1
Продукция растениеводства
млн. руб.
1568,2
1714,6
1856,3
1884,7
1986,6
2020,9
2136,0
2177,3
Индекс производства продукции растениеводства
% к предыдущему году
132,8
100,4
104,1
106,0
103,0
104,0
102,5
103,3
Продукция животноводства
млн. руб.
353,2
428,1
465,8
470,6
481,7
489,9
520,6
533,1
Индекс производства продукции животноводства
% к предыдущему году
101,1
109,3
104,6
106,1
102,6
104,0
103,8
105,0
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении
Валовой сбор зерна (в весе после доработки)
тыс. тонн
12,39
32,89
34,34
34,90
35,12
36,44
36,08
37,53
Валовой сбор подсолнечника
тыс. тонн
3,10
1,57
1,62
1,63
1,67
1,69
1,73
1,76
Валовой сбор картофеля
тыс. тонн
23,49
25,51
26,54
26,99
27,40
27,96
27,88
28,80
Валовой сбор овощей
тыс. тонн
38,18
27,04
28,10
28,68
29,03
29,86
29,85
30,94
Скот и птица на убой (живой вес)
тыс. тонн
1,70
1,82
1,89
1,92
1,92
1,99
1,99
2,09
Молоко
тыс. тонн
7,34
8,26
8,71
8,80
9,02
9,20
9,35
9,68
Яйца
млн. шт.
4,46
4,67
4,89
4,92
5,05
5,17
5,20
5,33
Масло сливочное и пасты масляные
тыс. тонн
0,20
0,39
0,45
0,50
0,50
0,56
0,56
0,60
Масло подсолнечное нерафинированное и его фракции
тыс. тонн
38,84
40,00
40,20
40,40
40,45
40,20
40,45
41,97
Транспорт









Протяженность автомобильных дорог общего пользования (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения)
км
705,4
706,7
706,7
707,4
707,4
710,6
710,6
711,3
в т.ч. федерального значения
км
x
x
x
x
x
x
x
x
Плотность железнодорожных путей общего пользования (на конец года)
км путей на 10000 кв. км территории
1543,6
1543,6
1543,6
1543,6
1543,6
1543,6
1543,6
1543,6
Связь









Объем услуг связи в ценах соответствующих лет
млрд. руб.
7,903
8,723
9,414
9,430
10,033
10,078
10,662
10,822
в сопоставимых ценах
в % к пред. году
109,0
108,0
105,8
106,5
105,0
105,4
104,8
106,0
Наличие персональных компьютеров
шт.
71211
72279
73002
73363
73951
74684
75134
76177
в том числе подключенных к сети Интернет
шт.
34458
35250
36026
36308
37106
37470
38220
38706
Строительство









Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство"
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
12178,80
12657,72
13282,88
13361,79
14076,93
14299,39
14889,74
15273,32
Индекс производства по виду деятельности "Строительство"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
76,30
101,20
101,00
101,60
102,00
103,00
102,00
103,00
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв. м в общей площади
254,48
350,00
350,00
370,00
370,00
390,00
390,00
410,00
%
111,56
153,44
100,00
105,71
105,71
105,41
105,41
105,13
из общего итога - индивидуальные жилые дома, построенные населением за свой счет
тыс. кв. м общей площади
86,04
84,85
90,00
100,00
95,00
105,00
100,00
110,00
Рынок товаров и услуг
Индекс потребительских цен за период с начала года
к соответствующему периоду предыдущего года, %
106,3
106,2
105,0
105,0
104,5
104,5
104,2
104,2
Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
157287,4
173884,4
189520,0
189521,3
205576,2
205775,4
222351,2
222994,0
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
107,9
104,0
104,0
104,1
104,0
104,2
104,0
104,3
Оборот розничной торговли на душу населения
тыс. руб.
274,2
301,1
326,0
326,0
351,3
351,6
377,5
378,6
Оборот общественного питания
млн. руб.
10819,3
11587,5
12444,8
12445,6
13392,7
13407,4
14429,0
14473,3
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
106,7
102,0
101,8
102,0
102,2
102,5
103,0
103,5
Оборот общественного питания на душу населения
тыс. руб.
18,9
20,1
21,4
21,4
22,9
22,9
24,5
24,6
Объем платных услуг населению
млн. руб.
35990,4
40047,6
43577,4
43674,5
47040,8
47242,6
50558,4
50890,7
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
105,2
103,7
102,9
103,2
102,2
102,4
102,0
102,1
Объем платных услуг на душу населения
тыс. руб.
62,7
69,3
75,0
75,1
80,4
80,7
85,8
86,4
Малое и среднее предпринимательство
Число малых предприятий, включая микропредприятия (на конец года)
единиц
14116
15026
15356
15507
15694
16034
16039
16595
темп роста, %
113,7
106,5
102,2
103,2
102,2
103,4
102,2
103,5
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)
тыс. чел.
133,0
138,5
141,5
142,9
144,6
147,5
147,8
152,8
темп роста, %
105,1
104,0
102,2
103,2
102,2
103,2
102,2
103,6
Оборот малых предприятий, включая микропредприятия
млн. руб.
77995,7
82987,4
83817,3
84730,1
85493,6
86848,4
87460,0
89453,8
%
100,2
106,4
101,0
102,1
102,0
102,5
102,3
103,0
Число средних предприятий (на конец года)
единиц
45,0
50,0
50,0
51,0
51,0
53,0
52,0
55,0
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)
тыс. чел.
6,4
7,1
7,1
7,3
7,3
7,5
7,4
7,8
Оборот средних предприятий
млн. руб.
15045,7
16685,7
16852,5
16935,9
17189,6
17359,3
17533,4
17880,1
темп роста, %
96,2
110,9
101,0
101,5
102,0
102,5
102,0
103,0
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
39274,5
43306,2
46030,9
46537,7
49413,5
50263,7
52960,2
54252,1
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
в сопоставимых ценах; % к предыдущему году
120,0
101,9
101,1
102,2
101,9
102,6
102,3
103,0
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) - всего
млн. руб.
37548,9
41465,0
43978,3
44257,0
47132,0
47742,0
50443,3
51483,6
Индекс физического объема (к предыдущему году в сопоставимых ценах)
%
117,2
102,1
100,9
101,6
101,8
102,4
102,1
102,9
Денежные доходы и расходы населения
Денежные доходы населения
млн. руб.
215879,5
236555,5
261399,2
263251,7
288165,3
291147,1
318496,4
323985,1
Реальные располагаемые доходы населения
% к предыдущему году
106,3
103,2
104,4
105,0
105,0
105,3
105,5
106,3
Средний размер назначенных пенсий
руб.
9679,0
9921,0
10169,0
10169,0
10423,2
10423,2
10683,8
10683,8
Реальный размер назначенных пенсий
% к предыдущему году
113,8
102,5
102,5
102,5
102,5
102,5
102,5
102,5
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения
руб. в месяц
6157,0
6501,8
6878,1
6878,1
7290,8
7290,8
7728,2
7728,2
Расходы населения
млн. руб.
242496,8
268445,6
294719,4
295364,2
323017,1
323849,9
354569,9
357042,0
Труд и занятость
Численность экономически активного населения
тыс. чел.
365,6
366,0
365,4
365,8
365,8
366,0
365,9
366,2
Среднегодовая численность занятых в экономике
тыс. чел.
274,1
274,5
274,3
274,5
274,5
274,7
274,7
274,9
Уровень зарегистрированной безработицы
%, на конец года
0,37
0,35
0,40
0,35
0,40
0,35
0,40
0,35
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)
тыс. чел.
240,3
240,6
240,4
240,5
240,5
240,6
240,6
240,7
Фонд начисленной заработной платы всех работников
млн. руб.
68178,6
71982,7 <1>
75006,0
75725,8
78006,3
79512,1
81906,6
84282,8
% к предыдущему году
113,5
105,6
104,2
105,2
104,0
105,0
105,0
106,0
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника (по полному кругу предприятий)
руб.
23643,6
24931,7
26000,4
26239,0
27029,2
27539,5
28368,9
29179,8
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника крупных и средних предприятий
руб.
27811,7
29326,9
30584,0
30864,7
31794,2
32394,5
33370,0
34323,9
Развитие социальной сферы
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях
чел.
29420
29950
29950
30163
30163
30603
30603
30909
Численность обучающихся общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
тыс. чел. на начало учебного года
51,70
54,30
54,30
55,90
55,90
57,10
57,10
58,30
государственных и муниципальных
тыс. чел.
51,30
53,80
53,80
55,40
55,40
56,60
56,60
57,80
негосударственных
тыс. чел.
0,40
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
Обеспеченность:









общедоступными библиотеками
учреждений на 100 тыс. населения
5,58
5,54
5,50
5,50
5,47
5,47
5,43
5,43
учреждениями культурно-досугового типа
2,96
2,94
2,92
2,92
2,90
2,91
2,89
2,89
дошкольными образовательными учреждениями
мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет
640,99
650,00
650,00
653,00
653,00
654,00
654,00
655,00
Окружающая среда
Затраты на охрану окружающей среды, в т.ч.
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
290,92
311,66
290,92
462,34
290,92
747,00
290,70
747,00
инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
42,70
239,29
42,70
221,29
42,70
356,00
42,70
356,00
Финансы (сводный финансовый баланс территории)
Доходы









Прибыль прибыльных организаций
млн. руб.
46807,98
47978,18
48937,74
49417,53
50405,87
50998,89
52018,86
52732,85
Амортизация основных фондов, начисленная за год
млн. руб.
28423,59
30413,24
34123,66
34123,66
38047,88
38047,88
42271,19
42271,19
Налог на прибыль организаций
млн. руб.
9361,60
9595,64
9787,55
9883,51
10081,17
10199,78
10403,77
10546,57
Налог на доходы физических лиц
млн. руб.
8379,67
8914,61
9318,56
9414,02
9723,52
9922,64
10247,76
10561,65
Налог на добавленную стоимость
млн. руб.
8529,56
8672,19
8784,93
8793,60
8916,70
8943,09
9103,95
9148,78
Акцизы
млн. руб.
15,56
39,51
52,18
52,87
56,26
57,09
58,47
59,73
Специальные налоговые режимы
млн. руб.
1094,15
1223,87
1328,42
1334,48
1425,69
1426,07
1520,65
1518,46
Налог на имущество
млн. руб.
4262,32
4249,99
4220,68
4237,17
4274,76
4302,06
4340,31
4386,16
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
млн. руб.
20701,58
23277,29
25650,75
25868,30
28600,55
28900,77
30835,25
31266,86
Прочие налоговые доходы
млн. руб.
181,69
242,24
274,14
274,14
286,85
286,85
300,00
300,00
Неналоговые доходы
млн. руб.
1066,66
908,63
783,38
783,50
790,00
790,00
782,63
782,63
Прочие доходы
млн. руб.
2,95
2,30
1,16
1,16
1,15
1,15
1,15
1,15
Итого доходов
млн. руб.
119465,71
125922,05
133467,47
134292,30
142520,18
143667,44
151469,12
153018,36
Средства, передаваемые на вышестоящие уровни власти
млн. руб.
48360,16
52661,11
55763,78
56171,43
59573,90
60194,82
62853,70
63754,30
Средства, получаемые от вышестоящих уровней власти
млн. руб.
5976,09
3723,18
3086,93
3086,93
3126,66
3126,66
3126,66
3126,66
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет
млн. руб.
34,10
32,45
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Всего доходов
млн. руб.
77047,54
76951,67
80790,62
81207,80
86072,94
86599,28
91742,08
92390,72
Расходы









Расходы организаций за счет собственных средств
млн. руб.
65869,97
68795,78
73273,85
73657,68
78372,58
78846,99
83886,28
84457,47
Расходы за счет средств бюджетов всех уровней
млн. руб.
11028,08
8041,60
7970,80
7996,13
8161,30
8214,36
8327,50
8413,26
Всего расходов
млн. руб.
76898,05
76837,38
81244,65
81653,81
86533,88
87061,35
92213,78
92870,73

--------------------------------
<1> Здесь и далее по тексту выделенное красным - будут внесены изменения (проект изменений от 10.10.2014 проходит согласование)

Демографические показатели

Среднегодовая численность постоянного населения города Оренбурга с учетом территорий сельских населенных пунктов, включенных в состав муниципального образования "город Оренбург", в 2013 году составила 573675 человек: городское население - 558133 человека, сельское население - 15542 человека.
В городе Оренбурге отмечается относительно стабильная ситуация по увеличению рождаемости и сокращению смертности. Баланс рождаемости и смертности за 2013 год составил +1390 человек. В первую очередь этому способствует ряд социальных проектов и программ. Проводимые в городе мероприятия в социальной сфере, решение городских социально значимых вопросов непосредственно влияют на улучшение демографической ситуации.
В 2013 году миграционный баланс составил +2456 человек. По оценке 2014 года этот показатель останется на этом же уровне и до 2017 года снизится до 2383 человек. Основной приток иностранных граждан в город Оренбург поступает из стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия) на сезонные работы, связанные со строительством, торговлей, транспортными услугами и сельскохозяйственными работами. Прогнозируется незначительное уменьшение количества прибывшего и убывшего населения.
По оценке среднегодовая численность постоянного населения города Оренбурга в 2014 году составит 577523 человека. Прогнозируется увеличение среднегодовой численности постоянного населения в 2015 году до 581365 человек, в 2016 году - 585193 человек и в 2017 году - до 589006 человек.

Промышленное производство

Основу экономического потенциала города составляют предприятия промышленности и субъекты малого бизнеса. В городе сложилась развитая многоотраслевая экономика со специализацией в газодобывающей и газоперерабатывающей, пищевой и легкой отраслях промышленности, отраслях машиностроения и стройиндустрии, электротехнической и нефтехимической промышленностях.
В регистре хозяйствующих субъектов Территориального органа государственной статистики по Оренбургской области и по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области на 1 января 2014 года на территории города Оренбурга состоят на статистическом и налоговом учете 18126 хозяйствующих субъектов.
Отрасли промышленного производства города Оренбурга представлены хозяйствующими субъектами:
- по добыче полезных ископаемых - 150;
- обрабатывающих производств - 1455;
- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 113.
Основными промышленными предприятиями, составляющими основу налогооблагаемой базы муниципального образования "город Оренбург", являются: ООО "Газпром добыча Оренбург", ЗАО "Газпром нефть Оренбург", ЗАО "Уралнефтегазпром", ОАО "Оренбургский хлебокомбинат", ЗАО "Хлебопродукт-1", ЗАО "Хлебопродукт-2", ОАО "Оренбургский комбикормовый завод", ЗАО "Силикатный завод", ЗАО "Завод ЖБИ "Степной", ОАО "ПО "Стрела", ОАО "Завод бурового оборудования", ОАО "Завод "Инвертор", ОАО "Гидропресс", ООО "Оренбургский радиатор", ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания", филиал ОАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго", ОАО "Газпром газораспределение Оренбург", ООО "Оренбург Водоканал" и др.
На многих предприятиях осуществляется реализация долгосрочных инвестиционных программ, направленных на техническое перевооружение и модернизацию основного и вспомогательного производства.
Возобновление спроса на продукцию и динамика цен на продукцию нефтяной и газовой отрасли, уровень цен и тарифов на услуги естественных монополий окажут влияние на развитие промышленности в 2014 году и последующие годы. Общий индекс промышленного производства по городу Оренбургу в 2014 году оценивается на уровне 100,5 %, в добыче полезных ископаемых - 102,9 %, в обрабатывающих отраслях - на уровне 100 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 98,8 % (снижение показателя по сравнению с прогнозируемым ранее произошло из-за снижения спроса на энергоносители в связи с внедрением энергосберегающих технологий).
С учетом условий и факторов, определяющих развитие отраслей промышленности в 2015 - 2017 годах, ежегодные темпы прироста промышленного производства по вариантам составят соответственно: 2015 год - 100,6 - 101,4 %, 2016 год - 100,4 - 100,9 %, 2017 год - 100,7 - 101,3 %.
Темп роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в добыче полезных ископаемых прогнозируется по годам: 2015 год - 100,1 - 101,1 %, 2016 год - 100,4 - 100,7 %, 2017 год - 100,8 - 101,4 % соответственно к уровню предыдущего периода (по вариантам).
Предприятиями отрасли более 90 % продукции производится по инновационным технологиям. Разработаны инвестиционные проекты для определения долгосрочных ориентиров развития предприятий, таких как повышение эффективности функционирования, достижение устойчивого и сбалансированного экономического роста, высоких стандартов качества продукции. Основные направления деятельности - воспроизводство и рациональное использование сырьевой базы, комплексная переработка сырья и увеличение глубины извлечения ценных компонентов, внедрение новейших технических решений.
Восстановление объемов капитального строительства жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в городе Оренбурге дает реальные перспективы на возобновление объемов добычи полезных ископаемых строительного назначения (нерудные ископаемые - песок, щебень) на карьерах вокруг города.
Индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях в 2015 - 2017 годах прогнозируется с приростом на 0,9 - 1,9 % за счет реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию и оптимизацию технологических и производственных процессов, ввода новых производств и обновление номенклатуры выпускаемой продукции.
Индекс промышленного производства по выпуску пищевых продуктов, включая напитки, прогнозируется по вариантам с приростом: 2015 год - 0,4 - 1,7 %, 2016 год - 2,5 - 2,7 %, 2017 год - 1,6 - 2,1 %.
В текстильном и швейном производстве в 2015 - 2017 годах прогнозируется рост объемов отгруженной продукции - 102,4 - 105,4 %.
В производстве нефтепродуктов в 2015 году прогнозируется рост на 0,1 - 1 %, 2016 году - на 0,1 - 0,5 %, 2017 году - на 0,2 - 0,9 %.
В химическом производстве в 2015 - 2017 годах будет наблюдаться относительно стабильный, сбалансированный по спросу и предложению процесс производства продукции. Прогнозируется рост объемов по вариантам - 100,2 - 104,1 %.
В 2015 - 2017 годах индекс промышленного производства резиновых и пластмассовых изделий прогнозируется по годам 100,7 - 101,8 %.
В производстве строительных материалов - прочих неметаллических минеральных продуктов индекс производства по вариантам в 2015 году составит 100,5 - 102,1 %, в 2016 году - 102,5 - 103,1 %, в 2017 году - 101,9 - 102,1 %.
Индекс производства в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий прогнозируется на 2015 год - 100,0 - 102,7 %, 2016 год - 102,2 - 105,3 %, 2017 год - 103,2 - 105 %.
В производстве машин и оборудования в прогнозируемый период 2015 - 2017 годы темпы роста составят 100,4 - 102,8 %.
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2015 - 2016 годах индекс производства прогнозируется на уровне - 100,7 - 104,7 %.
В производстве транспортных средств и оборудования прогнозируется прирост объемов отгруженной продукции в 2015 году на 3,2 - 5,2 %, в 2016 году - на 1,2 - 1,5 %, в 2017 году - на 1,8 - 2,3 %.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в прогнозируемые годы физические объемы отгрузки продукции составят 100,3 - 100,9 %.
Показателем эффективности деятельности ресурсоснабжающих предприятий будет являться качество предоставляемых услуг, безаварийная, стабильная работа городского жилищно-коммунального и хозяйственного комплексов.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс города Оренбурга представлен сельскохозяйственными товаропроизводителями различных форм собственности: 12 сельскохозяйственных предприятий, 36 снабженческих сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 129 крестьянских фермерских хозяйства, 146 индивидуальных предпринимателей, 2157 личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Сельскохозяйственные товаропроизводители города Оренбурга с 2013 года работают над выполнением мероприятий муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". В соответствии с Программой развитие агропромышленного комплекса города осуществляется поступательно со средним темпом роста производства 4,1 % в год.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется малым формам хозяйствования, личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) и крестьянским фермерским хозяйствам (КФХ). Они производят около 66 % объема сельскохозяйственной продукции, кроме того, играют ключевую роль в обеспечении социальной стабильности на селе.
Администрация города Оренбурга активно помогает сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности в реализации выращенной продукции. С 2008 года на рынках "Михайловский", "Степной", "Сокол", "Южный" проводятся субботние сельскохозяйственные ярмарки.
Объем валовой продукции по прогнозным расчетам составит в 2014 году 2142,5 млн. руб., в 2015 году - 2142,7 - 2322 млн. руб., 2016 году - 2468,2 - 2510,8 млн. руб., в 2017 году - 2656,6 - 2710,4 млн. руб.
Отрасль растениеводства полностью обеспечена необходимой техникой и сельхозинвентарем по современным технологиям. Энерговооруженность составляет 108,5 л.с. на 100 га пашни.
Перспективные направления на 2015 - 2017 годы в развитии АПК города в растениеводстве:
- проведение сортообновления семян зерновых, зернобобовых, кормовых культур, картофеля и овощей, внедрение районированных высокоурожайных, засухоустойчивых;
- расширение посевных площадей под картофель и овощи с использованием ресурсосберегающих технологий капельного орошения;
- внедрение и освоение технологий по хранению и переработке овощной продукции;
- замена парка сельскохозяйственной техники на высокоэффективную и энергосберегающую;
- внедрение альтернативных энергосберегающих (ветроэнергетических) установок;
в животноводстве:
- дальнейшее увеличение численности КРС молочного и мясного направления;
- увеличение продуктивности животных;
- широкое использование современных технологий производства.

Транспорт и связь

В 2013 году протяженность автомобильных дорог общего пользования в городе Оренбурге (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения) составила 705,4 км.
На продолжение строительства и ремонт дорог в городе Оренбурге на 2014 год запланированы средства областного и городского бюджетов:
- на строительство - 57,8 млн. руб.;
- на ремонт и капитальный ремонт - 335,3 млн. руб.;
- на содержание - 43,2 млн. руб.
В 2014 году за счет строительства дороги по ул. Совхозной от обводной дороги до ул. Шевченко (участок от ул. Транспортной до пр. Автоматики) протяженностью 0,92 км и автомобильной дороги по ул. Есимова от ул. Салмышской до ул. Транспортной - 0,33 км протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличится до 706,7 км.
В 2015 году планируется увеличение общей протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 0,7 км за счет строительства дороги в микрорайоне "Дубки" по ул. Уральской.
В 2016 году планируется увеличение общей протяженности автомобильных дорог общего пользования на 3,21 км за счет строительства проезда Северного в СВЖР (участок дороги от ул. Автомобилистов до ул. Театральной) и дороги по ул. Инверторной в 17 мкр. СВЖР г. Оренбурга.
В 2017 году за счет строительства дорог по ул. Выставочной в 19 мкр. СВЖР - 0,73 планируется увеличение общей протяженности автомобильных дорог общего пользования до 711,3 км.
Плотность железнодорожных путей общего пользования до 2017 года составит 1543,6 км путей на 10000 кв. км, из расчета общей площади города Оренбурга 916,91 кв. км и протяженности железнодорожных путей общего пользования по городу 141,53 км.
Объем услуг связи в 2013 году в стоимостном выражении составил 7,9 млрд. руб. По оценке в 2014 году объем услуг связи составит 8,7 млрд. руб. Последующие годы прогнозируется рост с 104,8 до 106,5 % (по вариантам).
В городе динамично развиваются процессы информатизации. Рынок информационных технологий, средств и услуг значителен и разнообразен. Увеличивается парк используемой компьютерной техники. По оценке в 2014 году количество персональных компьютеров составит 72279 шт. (101,4 % к 2013 году). В прогнозируемый период ожидается незначительный рост количества используемой компьютерной техники, в основном происходит обновление парка существующих персональных компьютеров на более мощные, к 2017 году их количество увеличится до 76177 шт.
Стабильно развивается сегмент глобальной информационной сети Интернет. Оренбург имеет высокую плотность подключения к сети Интернет и использования интернет-услуг. В настоящее время пользователи отдают предпочтение скоростному интернету, оптоволоконным и мобильным соединениям. Современные интернет-технологии - это веб-серверы, гипертексты и сайты, электронная почта, форумы и блоги, чат и ICQ; теле- и видеоконференции; вики-энциклопедии и др.
Количество персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет, по оценке в 2014 году составит 35250 шт. и к 2017 году их количество увеличится до 38706 шт.
Предприятиями связи ведется постоянная работа в области расширения спектра предоставляемых услуг и повышения качества информационных телекоммуникационных услуг, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения города.

Рынок товаров и услуг

Потребительский рынок города продолжает оказывать существенное влияние на поддержание общеэкономической динамики на достаточно высоком уровне. В ответ на потребительские предпочтения и растущие требования к ассортименту, качеству и доступности предоставляемой продукции и услуг увеличивается доля современных форм торговли и обслуживания населения, повышается уровень конкурентоспособности, что способствует ускорению развития оборота розничной торговли и оборота общественного питания.
По итогам 2013 года оборот розничной торговли увеличился на 7,9 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 157,3 млрд. руб. Оборот розничной торговли на душу населения составил 274,2 тыс. руб. В последующие годы прогнозируется увеличение на 4 - 4,3 % к предыдущим периодам.
В 2013 году по-прежнему наблюдалась опережающая динамика роста продажи непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными. В структуре оборота розничной торговли стабильно преобладают непродовольственные товары, что свидетельствует о повышении уровня жизни населения города. Доля непродовольственных товаров в 2013 году составила 55,8 % против 55,5 % в 2012 году, доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, - 44,2 % против 44,5 % в 2012 году.
Оборот оптовой торговли по организациям г. Оренбурга, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, за 2013 год сложился в объеме 42355,5 млн. руб., индекс физического объема к уровню 2012 года составил 82,9 %.
В 2013 году продолжилась тенденция восстановления спроса населения на услуги общественного питания. Оборот общественного питания увеличился на 6,7 % и составил 10,8 млрд. руб.
Сеть предприятий торговли за 2013 год увеличилась на 32 объекта, в т.ч. на 20 сетевых магазинов, и составила 2043 объекта по состоянию на 01.01.2014. Открытие новых объектов торговли позволило создать 325 рабочих мест. Торговые площади в целом увеличились на 15391 кв. м, или на 3,6 %. На 01.01.2014 в городе 464924,8 кв. м торговых площадей (на 01.01.2013 - 427286 кв. м торговых площадей).
Для потребительского рынка города характерно увеличение розничной продажи и потребления товаров местных товаропроизводителей, укрупнение предприятий и совершенствование на этой основе форм обслуживания.
В 2014 году в товарной структуре оборота розничной торговли, как и в последние годы, стабильно преобладает удельный вес непродовольственных товаров, происходят изменения в количественном и качественном составе предприятий потребительского рынка, наблюдается тенденция замещения одних хозяйствующих субъектов в сфере предоставления услуг торговли на другие, как правило, с аналогичным ассортиментом продовольственных товаров или перепрофилированных на промышленную группу товаров.
За счет строительства новых и реконструкции имеющихся объектов стационарные торговые площади увеличились с 2009 года почти на 20 %.
Соответственно, вырос показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей с 720 до 813 кв. м при нормативе 714 кв. м. Благодаря этому в розничной торговле сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции.
Оснащение торговых предприятий современным высокотехнологичным оборудованием позволило использовать новые методы и формы обслуживания горожан. Благодаря этому сократилось время на совершение покупки, созданы комфортные условия для покупателей, появилась возможность осуществления расчетов за товары через торговые терминалы с использованием пластиковых карт, расширился перечень дополнительных услуг, предоставляемых предприятиями торговли покупателям.
Высокими темпами развиваются розничные сети практически во всех сегментах рынка. В Оренбурге функционирует более 50 сетевых компаний, включающих около 400 предприятий (или 19 % от общего количества стационарных предприятий).
По оценке экспертов, торговые сети в Оренбурге уже контролируют более 18 % (для сравнения - в крупных городах до 50 %) рынка. В продовольственной торговле функционирует 18 торговых сетей, таких как "Полушка", "Магнит", "Клондайк", "СосеДДушка", "Сказка", "Ринг", "Столичный" и другие, в непродовольственной торговле - около 30: "Стройландия", "Магнат", "Юничел", "Вестфалика", "Офелия", "Евросеть", "Фаренгейт" и т.д.
Важную роль в обеспечении населения города Оренбурга товарами повседневного спроса играют розничные рынки, торговые объекты рыночного формата, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянско-фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.
За последние несколько лет наблюдается неуклонный рост площадей, занятых под размещение рынков и торговых объектов рыночного формата города. Общая площадь в 2013 году составила 516,7 тыс. кв. м (118 %), торговая площадь - 145,9 тыс. кв. м (119 %).
На выполнение мероприятий по модернизации рынков управляющими компаниями направлено инвестиций более чем на 800 млн. руб. собственных и заемных средств. Однако с открытием новых крупных торговых центров, торговых домов, торговых комплексов популярность рынков постепенно снижается и, соответственно, удельный вес продажи товаров на рынках также снижается. Так в общем объеме оборота розничной торговли удельный вес оборота на рынках составил в 2013 году 13,2 %.
Несмотря на то, что горожане все чаще предпочитают совершать покупки в стационарных торговых предприятиях, популярность и актуальность рынков остается в части организации ярмарок "Выходного дня", а также реализации в сезон сельскохозяйственной продукции. Благодаря организации ярмарочной деятельности в городе удается сдерживать рост цен на основные продукты питания, в том числе на мясо. По статистическим данным за 2013 год индекс потребительских цен составил 106 % (к декабрю предыдущего года).
Все это оказывает позитивное влияние на развитие и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка города.
Структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в среднесрочной перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые обязательные виды товаров.
В структуре продовольственных товаров будут расти объемы продаж более дорогих продуктов питания, увеличится доля мяса и птицы, продукции рыбной пищевой, молочной продукции, алкогольных напитков, овощей, плодов и ягод и будет снижаться доля хлеба и хлебобулочных изделий и сахара.
В структуре непродовольственных товаров будет расти потребительский спрос на более дорогие товары, в первую очередь, персональные компьютеры, телевизоры, автомобили легковые, аудиоаппаратуру.
В прогнозный период сохранится тенденция снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, вместе с тем она будет оставаться достаточно высокой - около 10 % оборота продовольственных товаров.
В среднесрочной перспективе предполагается увеличение доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли и сокращение количества розничных рынков, рост количества магазинов, а также торговых площадей будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми площадями.
Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволят существенно расширить каналы продвижения продукции. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.
Для развития сектора общественного питания в городе есть все предпосылки, так как рынок данных услуг еще не насыщен. В целях дальнейшего его совершенствования необходимо развитие предприятий общественного питания демократичных форматов, организация производства качественных полуфабрикатов и готовых блюд низкой ценовой категории.
Сфера услуг играет все более заметную роль в экономике города: ее развитие способствует увеличению налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, в том числе и для граждан, имеющих ограничения физических возможностей. Предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере, оказывается более 1000 видов услуг, востребованных жителями города.
В 2013 году объем платных услуг составил 35,9 млрд. руб. (105,2 % к 2012 году), на душу населения - 62,7 тыс. руб. Число организаций, представляющих услуги населению, составило 2879 ед. В прогнозном периоде ожидается рост объемов платных услуг в пределах 102 - 103,2 % (в сопоставимых ценах).
В структуре расходов населения на оплату услуг наибольшую долю составляли услуги жилищно-коммунального хозяйства (28,7 %), связи (22,9), транспортные (17,1 %).
Объем бытовых услуг составил 3,4 млрд. руб. (104,1 % к 2012 году). В целях удовлетворения запросов потребителей перспективным направлением является продвижение системы комплексного обслуживания. Отмечается значительное увеличение конкуренции в сфере бытовых услуг, которая в свою очередь направлена на повышение имиджа предприятия услуг, выступающих среди других с целью завоевания потребительского спроса.

Малое предпринимательство

Прогноз развития предпринимательства до 2017 года сформирован исходя из условий функционирования экономики на прогнозируемый период и с учетом результатов реализации муниципальной программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2012 - 2014 годы". При составлении прогноза использовались данные Единого государственного реестра налогоплательщиков, формируемого УФНС РФ по Оренбургской области.
В городе Оренбурге предпринимательство развивается с положительной динамикой. Достигнутые за последние годы темпы роста экономики города и общие данные, характеризующие развитие предпринимательства, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии и позволяют прогнозировать на ближайшую среднесрочную перспективу сохранение положительной динамики основных экономических показателей.
В целом структура предпринимательства по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли, в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала, является наиболее востребованной. Основная часть малых и средних предприятий в г. Оренбурге сконцентрирована в сфере торговли - 32,7 %, в промышленности, включающей в себя обрабатывающие предприятия, сельскохозяйственное производство и переработку сельхозпродукции и производство продуктов питания - 15 %, в строительстве - 14 %. В этих же отраслях экономики сосредоточена и основная численность постоянно работающих на малых и средних предприятиях. Численность занятых в малом и среднем бизнесе составляет свыше 200 тысяч, или почти 73 % всего трудоспособного населения Оренбурга.
В настоящее время, в сравнении с итоговыми показателями 2013 года, отмечено увеличение количества малых предприятий на 6,4 %, средних предприятий на 10 %, а также тенденция роста количества индивидуальных предпринимателей. По данным Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области, в настоящее время в городе Оренбурге зарегистрировано 15078 предприятий малого и среднего бизнеса, 15148 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Показатели развития предпринимательства в городе Оренбурге в перспективе оцениваются как стабильные, характеризующиеся ростом показателей численности работающих, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В 2015 году прогнозируется увеличение количества малых предприятий на 2 - 3 %. Прогнозируемое увеличение количества субъектов предпринимательства будет сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников на предприятиях торговли, а также промышленности и строительства.
Более привлекательной для развития предпринимательства по-прежнему будет являться сфера торговли, производства, строительства, сохранится позитивная динамика развития рынка услуг. В предстоящие годы прогнозируется и увеличение доли произведенной продукции в промышленности и строительстве при условии всесторонней поддержки этих отраслей.
В связи с опережающим ростом спроса на услуги в течение последних лет наиболее динамично развиваются предприятия, осуществляющие деятельность в сфере предоставления услуг связи, этому способствует внедрение новых средств связи (мобильная связь, электронная почта), услуг по операциям с недвижимым имуществом (услуги аренды помещений, земельных участков), медицинских услуг и других видов бытовых услуг.

Инвестиции и строительство

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2013 год составил 39,3 млрд. руб., или 120,0 % к уровню 2012 года, в том числе по крупным и средним предприятиям - 37,5 млрд. руб. (117,2 % к 2012 году).
Из общего объема инвестиций в основной капитал 56,5% направлено на приобретение, монтаж и установку новых машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, 23,1 - на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений, 8,9 % - на возведение жилищ.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности 53,2 % приходилось на добычу полезных ископаемых, 12,4 % - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 6,9 % - транспорт и связь, 7,8 % - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 6,7 % - здравоохранение и предоставление социальных услуг, 13 % - на другие виды деятельности.
В 2014 году общий объем инвестиций в развитие экономики города Оренбурга ожидается в сумме 43,3 млрд. руб., или 101,9% к 2013 году, в том числе по крупным и средним предприятиям - 41,5 млрд. руб., 102,1% к 2013 году.
Корректировка показателей прогноза социально-экономического развития города Оренбурга на 2014 - 2016 годы произведена в связи с увеличением инвестиционной активности предприятий.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности 55,6 % ожидается в добыче полезных ископаемых, 11,9 % - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 6,7 % - транспорт и связь, 6,5 % - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 6,5 % - здравоохранение и предоставление социальных услуг, 12,8 % - на другие виды деятельности.
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году прогнозируется 46,0 - 46,5 млрд. руб., или 101,1 - 102,2 % к 2014 году, в 2016 году - 49,4 - 50,3 млрд. руб. (101,9 - 102,6 %), в 2017 году - 52,9 - 54,3 млрд. руб. (102,3 - 103,0 %).
За счет бюджетов всех уровней в прогнозный период будет осуществляться строительство и реконструкция следующих объектов:
- строительство пристроя лабораторного корпуса к станции переливания крови по ул. Аксакова;
- строительство поликлиники ГБУЗ "Оренбургский городской клинический противотуберкулезный диспансер" (ПИР);
- строительство областной детской больницы на 500 койко-мест;
- реконструкция Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области;
- строительство областного перинатальный центр на 170 койко-мест ООКБ № 2;
- строительство детско-подросткового корпуса на 90 койко-мест ГУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер";
- строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с игровым залом и плавательным бассейном для ГБОУ СПО "Училище (техникум) Олимпийского резерва";
- реконструкция ГБОУ СПО "Училище (техникум) Олимпийского Резерва";
- реконструкция здания по ул. Советской, 32 (объект культурного наследия "Дом Тимашевых");
- реконструкция комплекса зданий областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской в г. Оренбурге;
- реконструкция д/с № 80, ул. Самолетная, 101;
- реконструкция д/с № 32, ул. Монтажников, 14/1;
- строительство детского ясли-сада на 140 мест в п. Нижнесакмарский;
- строительство спортивного зала СОШ № 55;
- строительство проезда Северного в СВЖР (участок автодороги от ул. Автомобилистов до ул. Театральной);
- строительство автодороги в микрорайоне "Дубки" по ул. Уральской;
- реконструкция автомобильной дороги по Нежинскому шоссе;
- реконструкция ливневого коллектора по ул. Чкалова;
- реконструкция сетей электроснабжения по ул. Калининградской;
- строительство газораспределительных сетей к жилым домам в Авиагородке-2, по ул. Нефтяников в районе Шарлыкского и Загородного шоссе;
- реконструкция здания материально-технического склада под медицинский блок в ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6" с. Краснохолм;
- строительство здания Промышленного районного суда (ПИР).
В прогнозные 2015 - 2017 годы хозяйствующие субъекты всех видов экономической деятельности планируют реализацию инвестиционных планов, программ и проектов. Наибольшие средства будут направлены на развитие предприятий основных видов экономической деятельности промышленного производства (добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, обрабатывающие производства и ресурсоснабжение), транспорта и связи.

Денежные доходы и расходы населения

Расчет прогноза баланса денежных доходов, расходов и сбережений населения города Оренбурга на среднесрочную перспективу произведен исходя из сложившегося уровня жизни населения в предшествующие годы и перспектив социально-экономического развития города Оренбурга и Оренбургской области на плановый период 2015 - 2017 годов.
В основе прогнозируемых тенденций - сохранение условий для стабильной финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций реального сектора экономики и субъектов предпринимательства, устойчивого повышения заработной платы работающего населения, а также реализация государственных планов индексации государственных обязательств в отношении социально уязвимых категорий населения.
Прогнозные показатели доходной части баланса рассчитаны в соответствии с параметрами социально-экономического развития основных отраслей экономики, фондом оплаты труда и сложившимися тенденциями прироста доходов населения. В текущем году и прогнозном периоде структура доходов населения будет достаточно стабильной, по всем статьям доходов сохранятся тенденции устойчивого роста.
По итогам 2013 года величина среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 27811,7 руб. (115,7 % к 2012 году), реальная заработная плата увеличилась на 9,1 %, денежные доходы в среднем за месяц в расчете на одного жителя составили 31359 руб. (113 % к 2012 году).
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, к концу текущего года оценивается в размере 29326,9 руб. и увеличится в номинальном выражении по отношению к 2013 году на 105,4 %.
В прогнозном периоде сохранится тенденция роста номинальных денежных доходов населения: в среднем за месяц в расчете на одного жителя они составят в 2014 году 34133,7 руб., в 2017 году - 45837,8 руб.
Увеличение денежных доходов будет опережать прогнозируемую инфляцию, что обеспечит прирост реальных денежных доходов населения со 103,1 % в текущем году до 106 % к 2017 году.
Общая сумма доходов в прогнозируемый период увеличится с 236,5 млрд. руб. в 2014 году до 323,9 млрд. руб. к 2017 году.
По прогнозу данные статьи расходов баланса на 2015 - 2017 годы также будут увеличиваться за счет роста покупательского спроса на все виды товаров, работ и услуг, жилье и др. и насыщенности потребительского рынка товарами повседневного спроса и долгосрочного использования.
В 2015 - 2017 годах не предполагается превышение темпов роста потребительских расходов над темпами роста реальных денежных доходов населения города.
Общая сумма расходов увеличится с 268,4 млрд. руб. в 2014 году до 357 млрд. руб. к 2017 году.
Расходы населения в значительной мере превышают доходы из-за товарной необеспеченности близлежащих к Оренбургу сельских территорий и ввозом денежной массы в город Оренбург на приобретение товаров и услуг жителями из других муниципальных образований Оренбургской области и регионов России (Башкирия, Татария, Челябинская область) и Республики Казахстан. Ввоз денег связан с передвижением населения (служебные командировки, перемена места работы, выезды на отдых и лечение, поездки сельского населения для продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках, поездки с целью покупки товаров и т.д.).

Труд и занятость

Рынок труда является одной из основных составляющих экономики города. Так же, как и любой другой рынок, он регулируется спросом и предложением. Только основным товаром на этом рынке выступают не товары и услуги, а человеческий фактор, трудовые ресурсы, которые выступают в качестве рабочей силы. Также на ситуацию на рынке труда влияют экономические, демографические, миграционные процессы.
Численность трудовых ресурсов в 2014 году (оценка) составит 366 тыс. человек. В последующие годы по причине "старения населения" численность трудовых ресурсов будет незначительно уменьшаться и в 2017 году составит 365,3 тыс. человек.
В 2014 году, по оценке, увеличится численность занятых в экономике на 0,4 тыс. человек и составит 274,5 тыс. человек (75 % от численности трудоспособного населения). Прогнозируется, что в 2015 - 2017 годы численность занятых в экономике будет увеличиваться, и к 2017 году составит 275 тыс. человек, в основном за счет увеличения численности работников, занятых на частных предприятиях, а также занятых индивидуальным трудом.
Увеличение спроса на рабочую силу является недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы, так как работодатели испытывают потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. С учетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие традиционно более высокую заработную плату и лучшие социально-бытовые гарантии.
Сохранится уровень низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей и воспитывающих детей-инвалидов), обусловленной завышенными требованиями работодателей.
Относительно стабильной остается ситуация с безработицей. Численность официально зарегистрированных безработных, по оценке, в 2014 году составит не более 1,1 тыс. человек. В 2015 - 2017 годах прогнозируется стабильность в сфере занятости, уровень официальной безработицы ожидается не выше 0,4 % экономически активного населения города Оренбурга.
Решению вопросов по стабильности рынка труда, восстановлению экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, сбалансированности ее спроса и предложения, снижению социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчению последствий долговременной безработицы способствует реализация Программы содействия занятости населения г. Оренбурга на 2012 - 2014 годы, которая будет пролонгирована на последующий период.
В 2014 году, по оценке, среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций всех секторов экономики в городе Оренбурге увеличится по сравнению с 2013 годом на 6,0 % и составит 25,1 тыс. руб., к 2017 году она достигнет 29,4 тыс. руб.

Развитие социальной сферы

Образование. Муниципальная система образования города Оренбурга представляет собой развитую сеть учреждений различных типов и видов. Система обеспечивает доступность дошкольного, общего, специального (коррекционного) и дополнительного образования учащихся, устройство детей, лишившихся попечения родителей. Государственные гарантии на получение общедоступного образования обеспечивают право граждан на образование с учетом их интересов, потребностей, уровня развития и состояния здоровья.
В городе Оренбурге функционирует 136 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 29950 детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Корректировка показателей численности детей в дошкольных образовательных учреждениях и обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями, прогнозируемых на 2014 - 2016 годы ранее, произведена в связи с успешной реализацией муниципальной программы "Город - малышам" на 2011 - 2015 годы", в рамках которой в городе осуществляется ряд значимых мероприятий по увеличению количества дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях - введены в эксплуатацию детские сады: № 144 (ул. Дружбы, 5/1) на 220 мест, № 140 (ул. Мира, 2б) на 100 мест, № 44 (пер. Сырейный, 3) на 80 мест, № 181 (ул. Салмышская, 4/1) на 220 мест, № 156 (ул. Родимцева, 5/1) на 180 мест, открыты 5 дополнительных групп на 125 мест в детском саду № 153 (пр. Гагарина, 25/7).
Данные мероприятия позволили увеличить до 77 % долю детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в г. Оренбурге.
Сеть общеобразовательных учреждений города представлена 85 общеобразовательными учреждениями, среди которых 2 начальных школы, 4 - основных, 76 - средних и 3 вечерних (сменных) школы, в которых обучается 51684 учащихся.
Удовлетворению образовательных потребностей учащихся способствует вариативность образовательных организаций и реализуемых образовательных программ. В 29 общеобразовательных организациях города осуществляется углубленное изучение предметов, в 67 - профильное обучение. Профильная подготовка ведется по 12 профилям, включая универсальное обучение.
В настоящее время во всех образовательных учреждениях города разработаны и приняты школьные программы по совершенствованию организации питания учащихся.
В образовательных учреждениях города 100 % учащихся 1 - 11 классов охвачены всеми видами питания (горячим питанием и буфетной продукцией), из них горячим питанием 98,7 % школьников.
В 2014 году в государственной итоговой аттестации приняли участие 2315 выпускников дневных школ (подведомственных) города Оренбурга. Наиболее "популярными" предметами при сдаче экзаменов в форме ЕГЭ были обществознание (57,3 % от общего количества сдававших ЕГЭ), физика (28,3 %), история (15,9 %), биология (12,6 %). В 2014 году 31 выпускник получили максимальное количество баллов - 100. 251 выпускник общеобразовательных учреждений города Оренбурга (11,4 % от общего количества выпускников) награжден областной медалью "За особые успехи в учении". Золотые медали получили 149 выпускников, серебряные - 102.
С февраля по апрель 2014 года, в целях воспитания патриотизма и любви к родному краю, развития творческих способностей и исполнительного мастерства, выявления и поощрения талантливых обучающихся и педагогических работников, в образовательных организациях проведен городской фестиваль детского и юношеского творчества, посвященный Году культуры в Российской Федерации, зимним Олимпийским играм в г. Сочи, 270-летию со дня образования Оренбургской губернии. Руководители 36 образовательных организаций и учреждений дополнительного образования награждены по итогам фестиваля благодарственными письмами и памятными подарками.
Культура. Важными направлениями в области культурной политики города Оренбурга является сотрудничество и взаимодействие учреждений культуры и искусства различных ведомств. Наиболее отчетливо это проявляется при подготовке социально значимых мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню России, Дню города, Дню пожилого человека, Новому году. В Оренбурге проводятся культурно-массовые мероприятия городского, областного, российского и мирового уровней.
Высокую зрительскую оценку получили творческие коллективы города, которые приняли участие 22.04.2014 в Пасхальном концерте в СКК "Оренбуржье". На концерте присутствовало около 5 тысяч зрителей. В апреле МАУ "Оренбургский театр кукол "Пьеро" принял участие в X международном фестивале театров кукол "Муравейник" в городе Иваново. Оренбургский камерный хор принял участие в III Международном фестивале искусств "Онего-Классик" в городе Петрозаводске.
Социальная политика. Мерами социальной поддержки охвачено более 42 тыс. жителей города. Ежемесячно льготным категориям граждан предоставляется 7 видов социальных выплат: выплата на проезд, компенсация за жилищно-коммунальные услуги, выплаты по договорам ренты, доплата к пенсиям и др.
В рамках муниципальной программы "Старшему поколению - особое внимание и забота на 2012 - 2015 годы" проводятся мероприятия по чествованию ветеранов войны и тружеников тыла:
- направлены поздравления от имени руководителей г. Оренбурга участникам битвы и жителям блокадного Ленинграда в связи с 70-й годовщиной снятия блокады города Ленинграда, оказана адресная помощь 13 участникам битвы на сумму 14,2 тыс. руб.;
- произведена ежегодная денежная выплата и направлены поздравления с Днем Победы 9810 ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" на сумму 5,1 млн. руб.;
- в преддверии Дня Победы проведен ежегодный торжественный прием руководством города ветеранов ВОВ (праздничный обед, концертная программа, вручение цветов и памятных подарков) для 60 человек;
- для решения социально-бытовых вопросов ветеранов ВОВ в текущем году в бюджете города предусмотрено 1,2 млн. руб. В 1 полугодии 2014 года проведен ремонт жилья для двух ветеранов ВОВ на сумму 244,5 тыс. руб.;
- в рамках акции "Визит вежливости" проведено чествование 265 юбиляров оренбуржцев - долгожителей (90 лет и старше);
- оказана денежная помощь пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 191 тыс. руб.
В рамках проведения социально-защитной акции "Долг" проведена встреча руководства города Оренбурга с родителями и вдовами военнослужащих (сотрудников), погибших при исполнении обязанностей военной службы в "горячих точках", с поминальным обедом, вручением родителям погибших воинов-интернационалистов памятных подарков и юбилейных медалей "25-летие вывода Советских войск из Афганистана", выплачена ежегодная денежная помощь в размере 10 тыс. руб. семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга (66 чел.), оказана материальная помощь в виде денежных выплат и в натуральной форме родителям воинов, погибших в Афганистане, в Чечне и на приграничных с Чеченской республикой территориях (43 чел.), на общую сумму 146,7 тыс. руб.
Ежедневно около 60 детей-инвалидов города Оренбурга в возрасте от 8 месяцев до 18 лет бесплатно получают кисломолочную продукцию производства МБУ "Центр здорового питания" города Оренбурга. В период обучения обеспечивались бесплатным горячим питанием в столовых государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений 400 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, не имеющих возможности обеспечить надлежащее питание своих детей.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" предоставлены бесплатные земельные участки 50 семьям.

Охрана окружающей среды

Основными проблемами города в области охраны окружающей среды являются высокий уровень загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта (количество автотранспорта за последние 9 лет выросло на 50 % и составило к 2014 году более 220 тыс. единиц), сбор и переработка твердых бытовых отходов, реконструкция очистных сооружений канализации города Оренбурга.
По оценке, в 2014 году на мероприятия по охране окружающей среды планируется направить 311,66 млн. руб., в том числе из бюджета города 11,96 млн. руб. на разработку программно-аналитического комплекса общегородского сводного тома ПДВ города Оренбурга в соответствии с муниципальной программой "Охрана окружающей среды в городе Оренбурге на 2014 - 2016 годы", из собственных средств предприятий - 299,7 млн. руб., из них 138 млн. руб. - на строительство мусоросортировочного комплекса.
В 2015 - 2017 годах на мероприятия по охране окружающей среды прогнозируется направить 290,92 - 462,34 млн. руб., увеличение прогнозируемых объемов финансирования природоохранных мероприятий в 2015 году произойдет за счет средств ООО "Оренбург Водоканал", выделяемых на реконструкцию очистных сооружений канализации города Оренбурга (реконструкция трех вторичных отстойников с установкой фильтров с плавающей загрузкой) в 2015 году (120 млн. руб.) и приобретение троллейбусов и автобусов экологического класса 4 (Евро-4) из бюджета города в 2015 году (150 млн. руб.).

Финансы (сводный финансовый баланс территории)

Прогноз сводного финансового баланса на среднесрочную перспективу осуществляется исходя из сложившейся социально-экономической ситуации и перспектив развития города, с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства.
Размер финансовых ресурсов, которыми располагал город в 2013 году для целей социально-экономического развития, составил 119,5 млрд. руб. Основной объем доходов в 2013 году сформирован в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на территории города. Прибыль предприятий всех отраслей экономики составила 46,8 млрд. руб. (доля в общей сумме доходов - 39,2 %).
Снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по отношению к прогнозным значениям 2013 года произошло, в основном, за счет предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых. Объединение налогоплательщиков нефтегазового сектора в консолидированные группы (КГН) позволило исчислять налог на прибыль исходя из совокупного финансового результата деятельности всех компаний, вступивших в такую группу. Очевидно, что убытки, которые понесли участники консолидированной группы, уменьшили общую налогооблагаемую базу внутри всей группы. В 2013 году участниками КГН на территории города Оренбурга являлись 19 налогоплательщиков (рост по отношению к 2012 году на 18,8 %), что привело к снижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на 6,7 млрд. руб., или 27,2 % по отношению к 2012 году, и, следовательно, снижению налога на прибыль. В текущем году прибыль предприятий всех отраслей экономики оценивается в размере 48,0 млрд. руб., удельный вес в общей сумме доходов - 38,1 %. Оценка прибыли произведена с учетом размера прибыли за 1 полугодие текущего года на основании отчетных данных крупных и средних организаций города. На последующие годы данные показатели прогнозируются с положительной динамикой.
Налоги, поступления от которых напрямую зависят от результатов деятельности предприятий города, в бюджет города не поступают: налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций и др.
В 2014 году налоговые и неналоговые платежи, аккумулируемые на территории города в бюджетную систему Российской Федерации, ожидаются в сумме 57,1 млрд. руб. с увеличением к 2013 году на 6,6 %.
Рост налоговых поступлений, мобилизованных на территории города в бюджеты всех уровней, по отношению к 2013 году будет достигнут по:
- налогу на добычу полезных ископаемых (на 12,4 %) - за счет индексации налоговых ставок в части добычи газа природного и газового конденсата;
- акцизам (на 21,7 %) - за счет увеличения налоговой базы предприятий, производящих и реализующих пиво в городе Оренбурге, и индексации налоговых ставок по операциям реализации пива и моторных масел.
В 2014 году в бюджет города Оренбурга, по оценке, будет зачислено 4,5 млрд. руб. - 7,8 % от собранных на территории города. Снижение на 14,7 % к уровню 2013 года связано с изменением норматива отчисления от НДФЛ в местный бюджет (с 30 % до 20 % с 2014 года), а также снижением суммы поступлений земельного налога от юридических лиц в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков в результате переоценки (налогооблагаемая база уменьшилась на 11,8 % по отношению к 2013 году).
Объем средств, подлежащих передаче в 2014 году на федеральный и областной уровни власти, оценивается на уровне 52,6 млрд. руб. с увеличением по отношению к 2013 году на 8,9 %.
Объем средств, подлежащих получению в 2014 году бюджетом города из бюджетов вышестоящего уровня (субвенции на финансирование переданных полномочий, субсидии на выполнение федеральных и областных программ), оценивается на уровне 3,7 млрд. руб. и снизится по отношению к 2013 году на 37,7 %.
В целом, доходы сводного финансового баланса, ожидаемые в 2014 году в сумме 125,9 млрд. руб., возрастут, темп роста финансовых ресурсов, созданных на территории города, составит 105,3 %.
В структуре расходов сводного финансового баланса наибольший удельный вес (89,5 %) занимают расходы за счет средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, направляемые на новое строительство, расширение, реконструкцию и модернизацию объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств.

Заместитель
Главы администрации
города Оренбурга
по экономике и финансам
Е.А.РЕМИЗОВА


------------------------------------------------------------------