Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28.01.2014 по делу N 07-16-97/2013 "О нарушении антимонопольного законодательства"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу № 07-16-97/2013

О нарушении антимонопольного законодательства

Гр.Л.(...)
И.О. заместителя начальника инспекции
Государственной жилищной инспекции по
Оренбургской области
(...)
Межрайонному прокурору советнику
юстиции
(...)
Главе муниципального образования
Рощинский сельсовет
(...)
Директору ООО "С"
(...)

Резолютивная часть решения оглашена 21.01.2014.
В полном объеме решение изготовлено 28.01.2014.
Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления - (...);
Членов Комиссии:
(...) в присутствии:
заявителя - Л. (...),
ответчика - (...) - директора ООО "С",
в отсутствие лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - уведомлены надлежащим образом,
в отсутствие представителей Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, Межрайонной прокуратуры (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев дело № 07-16-97/2013 по признакам нарушения ООО "С" (...) подпунктов 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в необоснованном и не предусмотренном федеральным законом прекращении водоснабжения населения поселка Октябрьский в июне 2013 года, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на водоснабжение,
УСТАНОВИЛА:

В Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (г. Оренбург, <...>) по рассмотрению заявления жителей п. Октябрьский Сорочинского района на действия общества с ограниченной ответственностью "С" (...) (далее по тексту - ООО "С", ответчик, Общество) по начислению и взиманию платы за холодное водоснабжение без установленного тарифа и прекращению водоснабжения в июне 2013 года.
Определением о назначении дела к рассмотрению № 14264 от 04.12.2013 в качестве заявителя к участию в рассмотрении дела привлечена жительница п. Октябрьский - Л. (далее по тексту - заявитель).
Приказом № 338 от 04.12.2013 возбуждено дело № 07-16-97/2013 в отношении ООО "С" по признакам нарушения подпунктов 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в необоснованном и не предусмотренном федеральным законом прекращении водоснабжения населения поселка Октябрьский в июне 2013 года, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на водоснабжение.
Заявитель заявленные требования поддерживает и поясняет, что согласен оплачивать водоснабжение по установленным в законном порядке тарифам. До настоящего времени оплата за воду принималась в магазине "С" продавцом и фиксировалась путем записи суммы оплаты в ведомость. О тарифах за воду население узнает по объявлениям, развешанным в поселке, также из объявления узнали о планируемом отключении воды, которое фактически было 15 и 16 июня 2013 года.
Ответчик пояснил, что с момента приобретения объектов водоснабжения в 2003 году ООО "С" обеспечивало п. Октябрьский водой. С 2003 по 2012 гг. оплата за воду от населения принималась бухгалтерами ООО "С" и фиксировалась в книге расчетов водопотребления, с 2013 года - через продавцов магазина "С", принадлежащего ИП (...). Квитанции за оплату воды ответчиком никогда не выдавались, договоры с населением на водоснабжение не заключались. В уполномоченные органы с заявлением об установлении тарифов ООО "С" не обращалось.
Глава муниципального образования Рощинского сельсовета Сорочинского района Оренбургской области - (...) пояснил, что ООО "С" оказывает услуги водоснабжения в поселке Октябрьский и является единственной организацией, которая может оказывать данные услуги (информация отражена в письмах (...)).
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ООО "С" (...) на основании договоров купли-продажи объектов нежилого фонда от 24.03.2003 с сельскохозяйственным производственным кооперативом колхоза "Сорочинский" приобрело в собственность 2 скважины, 3 водонапорных башни и внутрипоселковый водопровод. Посредством данных объектов централизованной системы водоснабжения Общество осуществляло водоснабжение населения поселка Октябрьский. В ходе проверки Сорочинской межрайонной прокуратуры установлено, что услуги по водоснабжению в п. Октябрьский Сорочинского района оказывает ООО "С" (письмо № (...)), тариф на услуги по водоснабжению ООО "С" установил в нарушение действующего законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ООО "С" является хозяйствующим субъектом в смысле п. 5 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции"), осуществляющим свою деятельность на товарном рынке водоснабжения систем коммунальной инфраструктуры в границах п. Октябрьский Сорочинского района Оренбургской области.
Управлением был проведен анализ рынка услуг водоснабжения в п. Октябрьский Сорочинского района Оренбургской области за 2012 и 1 полугодие 2013 года для определения положения ООО "С" на рынке оказания услуг водоснабжения в заданных географических границах. В результате проведенного анализа было установлено, что ООО "С" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги водоснабжения на территории п. Октябрьский Сорочинского района, занимающим доминирующее положение с долей равной 100 %. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы № 350 от 11.12.2013 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" ООО "С" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Локальный рынок услуг водоснабжения на территории п. Октябрьский Сорочинского района характеризуется высокой степенью концентрации, так как доля ООО "С" на данном рынке составляет 100 %. Таким образом, организация, обеспечивающая водоснабжение, занимает монопольное положение на обслуживаемой Обществом территории и имеет возможность навязывать потребителям условия поставки ресурсов.
Согласно ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" деятельность и тарифы в сфере водоснабжения подлежат государственному регулированию.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Оренбургской области таким органом является Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Согласно письму Департамента № 37/01-13/846 от 28.06.2013 в 2011, 2012, 2013 годах ООО "С" с предложением по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в департамент по ценам и регулированию тарифов не обращался.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 28.09.2010 № 3822/887-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области наделены полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения, расположенных на территории муниципального образования. При оказании услуг ООО "С" по водоснабжению в пределах муниципального образования п. Октябрьский Сорочинского района тарифы должны быть установлены органом местного самоуправления муниципального образования Сорочинский район. Согласно письму главы муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области № 01-01-07/1119 от 12.08.2013, а также письму главы Администрации Сорочинского района № 01-01-07/1246 от 30.08.2013 в администрацию Сорочинского района директор ООО "С" по вопросу утверждения тарифа на услуги водоснабжения не обращался.
Материалами дела установлено, что плата с населения взимается по тарифам, установленным лично директором ООО "С", что им не оспаривается. Доводы, изложенные в заявлениях жителей п. Октябрьский по взиманию платы с населения за услуги водоснабжения (жалоба от 15.05.2013, 10.06.2013, 19.06.2013), подтверждены пояснениями Л. в заседании Комиссии. Из информации, представленной Администрацией МО Рощинский сельсовет Сорочинского района следует, что оплата населением за воду до 1 апреля 2013 года производилась в здании офиса ООО "С", в настоящее время деньги за водоснабжение собирают продавцы в здании магазина "С", квитанции об оплате никогда не выдавались. Договоры на оказание услуг водоснабжения с населением в письменной форме не заключались. Информация об изменении тарифов доводилась до населения путем развешивания объявлений.
Книги расчетов за водопотребление, ведомости либо иные документы учета оплаты за водопотребление населением, документы об установлении тарифа для ООО "С", запрошенные определением об отложении рассмотрения дела № 15675 от 27.12.2013 у ответчика, в Комиссию не представлены.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в рамках своей компетенции провела проверку деятельности ООО "С" на основании обращения жителей п. Октябрьский по поводу незаконной платы за воду и отключение водоснабжения в июне 2013 года и установила, что оплата за предоставление коммунального ресурса - холодная вода производится по ведомости ООО "С" (письмо № (...)). Директором ООО "С" - (...) представлены: письмо от 12.01.2010 с приложением расчета за водопотребление и список должников за водопотребление на 01.04.2013, что свидетельствует о ведении учета оплаты населением за водопотребление.
Комиссия установила наличие нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции в действиях ООО "С", выраженного в нарушении установленного Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" порядка ценообразования на услуги водоснабжения.
Из пояснений Л. следует, что С. по п. Октябрьский были развешены объявления о том, что 15, 16, 17 июня водоснабжение будет остановлено в связи с отключением должников от центрального водопровода. Размещение указанных объявлений ответчик признал. Фактическое отключение водоснабжения было произведено, как указал заявитель и подтвердил ответчик в ходе рассмотрения дела, 15 и 16 июня 2013 года.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Согласно п. 115 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
- исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
6) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства наличия обстоятельств, предусмотренных в вышеуказанном пункте, право на приостановление водоснабжения без уведомления потребителей у ООО "С" не имелось.
Согласно п. 119 вышеуказанного Постановления исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства задолженности по оплате конкретных потребителей за услуги водоснабжения и уведомления (предупреждения) таких потребителей-должников в установленном законом порядке. Кроме того, отключением населения от водоснабжения ответчиком нарушены права потребителей, добросовестных плательщиков за услуги водоснабжения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по экономически или технологически не обоснованному сокращению или прекращению производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
На основании изложенного, действия ООО "С" содержат нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции, выраженное в ущемлении интересов населения п. Октябрьский Сорочинского района Оренбургской области путем экономически и технологически не обоснованного прекращения водоснабжения 15 и 16 июня 2013 года, при наличии спроса на услуги водоснабжения и возможности его рентабельного обеспечения, при том, что такое прекращение водоснабжения прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Руководствуясь ст. 23, главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать ООО "С" нарушившим п. 4, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание ООО "С" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего прекратить взимать плату с населения за услуги водоснабжения без установленного тарифа в уполномоченных органах по регулированию тарифов.
3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии (...)





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу № 07-16-97/2013

О прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Директору ООО "С" (...)

Комиссия УФАС России по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - (...)- заместителя руководителя управления -начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
Члены Комиссии:
(...),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27.01.2014 по делу № 07-16-97/2013 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "С" (...) п. 4, 10 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Обществу с ограниченной ответственностью "С" прекратить нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженное в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем взимания оплаты за услуги водоснабжения с населения поселка Октябрьский Сорочинского района Оренбургской области без утвержденного тарифа в уполномоченных органах по ценам и регулированию тарифов, для чего:
1. С момента получения настоящего предписания прекратить взимать плату с населения п. Октябрьский за услуги водоснабжения без установленного тарифа.
2. Об исполнении данного предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в течение пяти дней со дня его исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.

Председатель Комиссии (...)
Члены Комиссии


------------------------------------------------------------------