Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.01.2014 по делу N А47-11644/2013 <Требования о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворены, поскольку административным органом установлено нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности института в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, директор исследовательского института данное правонарушение признал, что принимается судом как обстоятельство, не требующее дальнейшего доказывания заявителем>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2014 г. по делу № А47-11644/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 января 2014 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.А. Третьякова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (г. Оренбург) о привлечении Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства Российской академии сельскохозяйственных наук (г. Оренбург) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - Ж. - ведущий специалист-эксперт (доверенность № 38 от 01.07.2013, паспорт);
от лица, привлекаемого к административной ответственности, - не явился, извещен в порядке, установленном ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - лицо, привлекаемое к ответственности, лицензиат, исследовательский институт) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, должностными лицами управления на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки юридического лица № 15-37-П от 25.09.2013 проведена плановая выездная проверка деятельности исследовательского института с целью выполнения утвержденного плана проверок Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области на 2013 год.
В ходе проведения проверки административным органом выявлен ряд нарушений, а именно:
1) на окнах первого этажа в "заразной" зоне отсутствуют металлические решетки, не нарушающие правил пожарной безопасности, что является нарушением пп. Е, п. 5 Положения о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 (далее - Положение о лицензировании), п. 2.3.13 СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III и IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (далее - СП 1.3.2322-08);
2) у директора, заведующего испытательным центром отсутствует дополнительная подготовка по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология" или "микробиология", отвечающих требованиям и характеру заявленных работ, что является нарушением пп. В п. 5 Положения о лицензировании;
3) лабораторные стулья имеют деревянное покрытие с множеством трещин, что является нарушением пп. Е п. 5 Положения о лицензировании, п. 2.3.17 СП 1.3.2322-08;
4) с целью защиты рабочих столов от попадания прямого солнечного света в лабораторных помещениях отсутствуют жалюзи или светозащитная пленка из материала, устойчивого к дезинфектантам, чем нарушены пп. Е п. 5 Положения о лицензировании, п. 2.3.20 СП 1.3.2322-08.
По результатам проверки составлены акт обследования б/н от 22.10.2013 и акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 15-37-П от 11.11.2013.
11.11.2013 административным органом с участием директора исследовательского института Мирошникова С.А. составлен протокол об административном правонарушении б/н. Выявленное административное правонарушение квалифицировано административным органом по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. В письменных объяснениях к протоколу Мирошников С.А. указал, что с нарушениями согласен. Копия протокола вручена Мирошникову С.А. в тот же день.
14.11.2013 заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении лицензиата к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Лицензиат письменный отзыв на заявление, документально обоснованные возражения не представил, в связи с чем суд рассматривает дело на основании имеющихся документов в порядке, установленном ч. 4 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ под лицензионным требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Закона № 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании, лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен отвечать следующим лицензионным требованиям, в том числе:
- пп. "в" - наличие у руководителя юридического лица или его заместителя либо руководителя структурного подразделения, ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология" или "микробиология", отвечающих требованиям и характеру заявленных работ, и стажа работы по специальности не менее 3 лет;
- пп. "е" - соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" также определяет, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила - СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней". Санитарно-эпидемиологические правила, которые предусматривают, в том числе:
- п. 2.3.13 - окна и двери помещений "заразной" зоны лаборатории должны быть герметичными. Допускается заполнение оконных проемов стеклоблоками. Окна цокольного и первого этажей независимо от наличия охранной сигнализации должны быть оснащены металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности. Двери должны иметь запирающие устройства;
- п. 2.3.17 - лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях "заразной" зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием;
- п. 2.3.20 - в лабораторных помещениях должна быть предусмотрена защита рабочих столов от попадания прямого солнечного света. Для этих целей могут быть использованы светозащитная пленка, жалюзи из материала, устойчивого к воздействию дезинфицирующих растворов.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности исследовательского института является - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Лицензиат осуществляет деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний на основании лицензии № 56.01.15.001.Л.000044.07.09 от 10.07.2009 (на выполнение работ с микроорганизмами 4 группы патогенности), выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области.
В ходе проведения проверки, административным органом установлено нарушение исследовательским институтом лицензионных требований, выраженное в нарушении пп. "в", пп. "е" п. 5 Положения о лицензировании, п. 2.3.13, п. 2.3.17, п. 2.3.20 СП 1.3.2322-08.
Указанные нарушения зафиксированы в акте обследования б/н от 22.10.2013 и акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 15-37-П от 11.11.2013.
В письменных объяснениях к протоколу об административном правонарушении б/н от 11.11.2013 директор исследовательского института Мирошников С.А. данное правонарушение признал, что в силу ч. 3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимается судом как обстоятельство, признанное лицензиатом, и не требующее дальнейшего доказывания заявителем.
С учетом изложенного, событие совершенного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в силу положений ст. ст. 65 - 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует считать доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 указанной нормы права юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии. Исследовательский институт, получив соответствующую лицензию, принял на себя обязательства по соблюдению требований и условий, предъявленных к такой деятельности.
Лицензиат имел возможность выполнить условия лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения в целях надлежащего выполнения требований по недопущению нарушений условий лицензии.
Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности для соблюдения лицензиатом требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, административным органом с позиции ст. 65, ч. 5, 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказана вина исследовательского института в правонарушении, установленном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, событие и состав правонарушения, установленного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, следует считать доказанными, а вину лицензиата в его совершении установленной.
Существенных нарушений при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении арбитражным судом не выявлено.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Оснований для признания совершенного лицензиатом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности у суда не имеется, поскольку в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, истолкованной с учетом п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям соответствующих правил, что причиняет организационный вред общественным отношениям.
При таких обстоятельствах требования заявителя следует удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ с учетом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
В силу ст. 4.2 КоАП РФ, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.
При назначении наказания суд учитывает смягчающее ответственность обстоятельство, такое как совершение вменяемого правонарушения впервые (доказательств обратного материалы дела не содержат).
В силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция закреплена в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суд считает, что назначением лицензиату административного наказания в виде штрафа в минимальном размере, установленном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - 30 000 рублей, будут достигнуты цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений, по смыслу статьи 3.1. КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области удовлетворить.
2. Привлечь Государственное научное учреждение Всероссийский научно- исследовательский институт мясного скотоводства Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН: 1025601026241, ИНН: 5610012694, юридический адрес: 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, д. 29, зарегистрировано 05.02.1998 Регистрационной палатой г. Оренбурга) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
3. Взыскать с Государственного научного учреждения Всероссийский научно- исследовательский институт мясного скотоводства Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН: 1025601026241, ИНН: 5610012694, юридический адрес: 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, д. 29, зарегистрировано 05.02.1998 Регистрационной палатой г. Оренбурга) в доход бюджета штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
Наименование банка - ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области
БИК - 045354001
ОКАТО - 53401000000
р/с - 40101810200000010010
Получатель - Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области)
ИНН - 5610086110
КПП - 561001001
КБК - 141 1 16 90040 04 6000 140
Наименование платежа: административные штрафы.
Штраф в соответствии со ст. 32.1 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.
Решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ, ст. 32.2 КоАП РФ.
Решение арбитражного суда первой инстанции по делу может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
Н.А.ТРЕТЬЯКОВ


------------------------------------------------------------------