Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11.09.2014 по делу N 33-5605/2014 <О частичной отмене решения Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08.05.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными пунктов 5.1.2; 5.2.1; 5.2.2; 5.2.3 положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Город Орск" от 06.10.2010 N 69-1264>
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу № 33-5605/2014
Судья Н.В. Фирсова
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Пересыпкиной Т.И., Федотовой Л.Б.,
при секретаре Антонове И.А.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андреева А.В. о признании недействующими пунктов 1.4., 5.1.1., 5.1.2., 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3., 5.2.4., 5.2.5. Положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск" от 06.10.2010 года № 69-1264; пунктов 1.5., 2.2., 2.3., абзаца 2, 7 пунктов 4.1., 5.3 Положения "О комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа) в г. Орске" от 10.04.2006 года № 8-105/104
по апелляционной жалобе Андреева А.В.
по апелляционной жалобе Орского городского Совета депутатов
на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 мая 2014 г.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Андреев А.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что Положение "О порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск" от 6 октября 2010 г. № 69-1264, Положение "О комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа) в г. Орске" содержит нормы, нарушающие право заявителя на предоставление ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренное статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что оспариваемые им пункты нормативно-правовых актов возлагают на заявителя и иных лиц, дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством ограничения; основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка, налагают дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Просил суд признать недействующими п.п. 1.4., 5.1.1., 5.1.2., 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3., 5.2.4., 5.2.5. Положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск" от 06.10.2010 года № 69-1264 и п.п. 1.5., 2.2., 2.3., абз. 2, 7 п. 4.1., п. 5.3. Положения "О комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа) в г. Орске" от 10.04.2006 года № 8-105/104.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 мая 2014 г. заявление Андреева А.В. удовлетворено частично. Суд признал противоречащим действующему законодательству и не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 5.1.1. Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск", утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.10.2010 года № 69-1264, в части установления срока договора аренды земельного участка "от одного года до пяти лет". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
С решением суда не согласился в части отказа в удовлетворении заявления Андреев А.В., в части удовлетворенных требований Орский городской Совет депутатов.
Андреев А.В. в обоснование жалобы указал, что суд рассмотрел дело формально, не рассмотрев оспариваемые нормы в совокупности. Полагает, что оспариваемые нормы противоречат антикоррупциогенному законодательству, поскольку устанавливают дополнительные стадии согласования в комиссии по дислокации, что противоречит закону, однако это судом во внимание принято не было. Просил решение суда отменить частично. Признать недействующими п.п. 1.4., 5.1.2., 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3., 5.2.4., 5.2.5. Положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск" от 06.10.2010 года № 69-1264 и п.п. 1.5., 2.2., 2.3., абз. 2, 7 п. 4.1., п. 5.3 Положения "О комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа) в г. Орске" от 10.04.2006 года № 8-105/104.
С решением суда не согласился в части удовлетворенных требований Орский городской Совет депутатов, ссылаясь на то, что пункт 5.1.1 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск", утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.10.2010 года № 69-1264 не противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку строения имеют временный характер, то Положением обоснованно предусмотрен срок аренды земельных участков для размещения данных объектов. Просит решение в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 5.1.1. Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории МО "г. Орск", утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.10.2010 года № 69-1264, в части установления срока договора аренды земельного участка "от одного года до пяти лет" отменить.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель Орского городского Совета депутатов Оренбургской области по доверенности Хохлов В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица. Против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя Андреева А.В. возражал.
Представитель администрации г. Орска по доверенности Меркулова Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы Орского городского Совета депутатов, против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя Андреева А.В. возражала.
Андреев А.В. в судебное заседание не явился, извещен о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
Заслушав судью-докладчика, мнение представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом первой инстанции установлено, что решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 6 октября 2010 г. № 69-1264 утверждено положение "О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Город Орск" (далее Положение).
Первоначальный текст был опубликован в номере 79 издания "Орская газета" от 8 октября 2010 г.
Оспариваемое положение является нормативно-правовым актом, что не оспаривается участниками процесса.
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава муниципального образования "Город Орск" Оренбургской области, муниципальное образование "Город Орск" в соответствии с Законом Оренбургской области наделено статусом городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Орска Оренбургской области к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; установление порядка пользования земельными участками, находящимися на территории г. Орска.
В силу пункта 1 "в" статьи 14 Закона Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области", органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе разрабатывают акты, устанавливающие процедуру и критерии предоставления земельных участков в рамках федерального и областного законодательства.
Согласно пункту 1.4 оспариваемого Положения, комитет по управлению имуществом города Орска организует и проводит работу по осуществлению полномочий собственника в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Орск".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанный пункт соответствует требованиям изложенным выше федеральному закону и закону субъекта, поэтому в этой части заявление не подлежит удовлетворению.
Главой 5 Положения установлены особенности оформления документов на земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством объектов.
Согласно пункту 5.1 Положения, земельные участки для размещения некапитальных строений в границах муниципального образования "Город Орск" предоставляются юридическим и физическим лицам в аренду.
Земельные участки, предоставляемые в аренду из земель общего пользования (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, автомобильные дороги, бульвары, водные объекты, пляжи) для размещения некапитальных строений, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, то есть передаче в собственность. Предоставление земельных участков для указанных в настоящем пункте целей, осуществляется на праве аренды на срок от одного года до пяти лет без права приобретения в собственность (пункт 5.1.1 Положения).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о противоречии пункта 5.1.1 Положения в части установления срока предоставления аренды федеральному законодательству. Суд мотивированно, со ссылкой на статью 610 ГК РФ, указал на необоснованность установления оспариваемым Положением сроков аренды земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством объекта. В этой части решение суда первой инстанции является правильным, а доводы апелляционной жалобы Орского Городского Совета основаны на неправильном понимании норм федерального закона.
Пунктом 5.1.2 Положения установлено, что юридические и физические лица (далее заявители), заинтересованные в размещении, реконструкции, расширении некапитальных строений любого целевого назначения, обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию города Орска, а в случае размещения торгового объекта - некапитального строения, в комиссию по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа), действующую в соответствии с положением "О комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа) в г. Орске", утвержденным решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 10.04.2006 № 8-105/104 (далее - комиссия). В заявлении должны быть указаны: назначение объекта, месторасположение, размеры и испрашиваемое право. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
б) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
в) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
г) копия эскизного проекта размещения некапитального строения, согласованного с Комитетом архитектуры и градостроительства города Орска;
д) копия действующего договора аренды земельного участка (при заключении договора аренды земельного участка на новый срок).
При отсутствии одного из перечисленных документов, а также несоблюдении требований, установленных к форме и содержанию представляемых документов, заявителю в месячный срок со дня поступления указанного заявления направляется письменный отказ, с указанием причин отказа. Отказ не препятствует повторному обращению заинтересованного лица после устранения выявленных недостатков и представления недостающих документов.
В случае если заявление подано в ненадлежащий орган, в компетенцию которого не входит распоряжение испрашиваемым земельным участком, заявителю направляется письменная информация о том, что работы по заявлению не могут проводиться, с указанием органа, в который ему следует обратиться.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса устанавливает единообразный порядок действий граждан, заинтересованных в получении земельных участков для целей, не связанных со строительством: граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять земельные участки (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Указанная норма Кодекса не предусматривает каких-либо исключений для случаев размещения на испрашиваемом земельном участке торгового объекта, не предусмотрен и иной порядок предварительного обращения в этом случае в другой специальный орган (в данном случае - комиссию по определению дислокации мелкорозничной торговой сети).
Кодекс не предъявляет специальных требований к оформлению заявления о предоставлении земельного участка. Такое заявление представляет собой письменный документ, содержащий сведения, исчерпывающим образом перечисленные в п. 3 ст. 34 Кодекса, достоверность которых подтверждается подписью заявителя. Приложение к указанному заявлению каких-либо документов Кодексом также не предусмотрено. Поэтому требование от заявителей приложения к заявлению документов неправомерно.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
По смыслу указанного Федерального закона в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Данный Федеральный закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Таким образом, пункт 5.1.2 оспариваемого положения в части обязания юридических и физических лица в случае размещения торгового объекта - некапитального строения обращаться в комиссию по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа), в части приложения к заявлению документов, а также в части отказа в связи с отсутствием одного из перечисленных документов и несоблюдением требований, установленных к форме и содержанию представляемых документов, - противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию незаконным, недействующим.
Пунктом 5.2 оспариваемого Положения установлен порядок оформления документов при предоставлении, переоформлении и продлении права пользования на земельные участки, используемые для размещения временных сооружений:
5.2.1. Поступившие документы в комиссию по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (далее комиссия) для предварительного изучения возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке рассматриваются комиссией. После изучения документов комиссия готовит заключение о возможности использования земельного участка и определяет место дислокации предполагаемого объекта некапитального строительства. Затем при наличии положительного заключения комиссии заявитель обращается в администрацию города Орска с заявлением о выделении земельного участка с приложением следующих документов:
а) копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
б) копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
в) копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
При соответствии представленных документов действующему законодательству по поручению администрации города Орска, комитет по управлению имуществом города Орска готовит заявку в комитет архитектуры и градостроительства города Орска на градостроительное заключение.
В случае отрицательного заключения комитет архитектуры и градостроительства города Орска готовит мотивированный ответ заявителю.
Пункты 5.2.1 и 5.2.2 оспариваемого Положения в части обязания заявителя обращаться в администрацию города Орска с заявлением о выделении земельного участка при наличии положительного заключения комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети с приложением необходимых документов, противоречит требованию федерального законодательства и подлежит признанию недействующим по основаниям, указанным в данном решении при признании незаконным пункта 5.1.2 оспариваемого Постановления.
Пункт 5.2.2 положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Город Орск" указывает на то, что при положительном градостроительном заключении и при положительных заключениях служб государственного надзора (перечень согласований определяет комитет по управлению имуществом города Орска с учетом данных, изложенных в градостроительном заключении), комитет по управлению имуществом города Орска готовит поручение межевой организации для подготовки схемы расположения земельного участка. За счет средств заказчика компетентная организация, имеющая лицензии на оказание данного вида услуг, изготавливает землеустроительные документы и передает материалы для проведения государственного кадастрового учета.
После предоставления землеустроительных документов комитет по управлению имуществом города Орска организует публикацию в официальном издании средств массовой информации сообщения о предстоящем выделении земельного участка. По истечении месяца с даты публикации информации о предстоящем выделении земельного участка комитет по управлению имуществом города Орска при наличии более 1 заявления физических или юридических лиц о намерении получить выделяемый земельный участок в аренду организует проведение торгов в форме конкурса или аукциона (пункт 5.2.3 Постановления).
Если в течение месяца с даты публикации информации о выделении земельного участка заявлений о намерении получения его в аренду не поступило, комитет по управлению имуществом города Орска готовит проект постановления о выделении земельного участка лицу, чье заявление о намерении получить в аренду выделяемый участок оказалось единственным. Подготовленный проект постановления подлежит согласованию в установленном порядке и передается главе города Орска для подписания (пункт 5.2.3 Постановления).
После издания постановления комитет по управлению имуществом города Орска в недельный срок заключает соответствующий договор о предоставлении земельного участка. В случае если срок договора равен или превышает один год, три экземпляра договора передаются заявителю для регистрации его в органе, осуществляющем функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 5.2.4 Постановления).
Государственная регистрация прав осуществляется за счет заявителя, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Заявитель обязан после регистрации один экземпляр договора с отметкой о государственной регистрации вернуть в 10-дневный срок в комитет по управлению имуществом города Орска (пункт 5.2.4 Постановления).
Материалы о предоставлении земельного участка оформляются в виде дела и хранятся в архиве комитета по управлению имуществом города Орска (пункт 5.2.4 Постановления).
Заключение на новый срок договора аренды земельного участка, занимаемого некапитальными строениями, производится с учетом перспективного использования земельного участка при соблюдении требований современного, эстетического оформления фасадов, а также отсутствии задолженности по оплате предыдущего договора, а также при положительном заключении контрольно-надзорных органов (пункт 5.2.5 Постановления).
Между тем, пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положения статей 30, 31, 32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления и принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспеченно выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, не предусмотрена.
Кроме того, такой порядок нарушает сроки предоставления земельных участков, определенные в приведенном выше пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения, допускающие возможность возложения обязанности по оплате кадастровых работ лишь на одного из участников торгов, не отвечают принципам справедливости и равенства участников таких правоотношений, установленных пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Процедура предоставления земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, на торгах, не может быть законной при отсутствии, в частности, механизма компенсации затрат одного из участников торгов, либо без изменения стадии информирования о возможности предоставления такого земельного участка с последующим возложением расходов на всех лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка.
Следовательно, пункты 5.2.2 и 5.2.3 также противоречат требованиям закона в части выставления земельного участка на торги после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен кадастровый учет.
Таким образом, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в удовлетворении заявления Андреева А.В. о признании незаконными пунктов 5.1.2; 5.2.1; 5.2.2; 5.2.3 положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Город Орск" неправильным, в этой части надлежит вынести новое решение о признании незаконными и не подлежащими применению со дня вступлению в законную силу настоящего решения пункта 5.1.2 в части обязания юридических и физических лица в случае размещения торгового объекта - некапитального строения обращаться в комиссию по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа), в части приложения к заявлению документов, а также в части отказа в связи с отсутствием одного из перечисленных документов, а также несоблюдением требований, установленных к форме и содержанию представляемых документов;
пункта 5.2.1 в части обязания заявителя обращаться в администрацию города Орска с заявлением о выделении земельного участка при наличии положительного заключения комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети с приложением необходимых документов;
пунктов 5.2.2 и 5.2.3 в части выставления земельного участка на торги после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен кадастровый учет.
Решением Орского городского Совета депутатов от 10.04.2006 № 8-105/104 утверждено положение "О комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа) в городе Орске".
Это положение опубликовано 15.04.2006 года в издании "Орские известия".
В соответствии с данным нормативно-правовым актом, комиссия по определению дислокации мелкорозничной торговой сети образована в целях выработки мер и принятия решений, связанных с упорядочением торговли мелкорозничной сети, улучшением обеспечения населения города продовольственными и другими социально значимыми товарами, а также организации взаимодействия органов местного самоуправления с индивидуальными предпринимателями, руководителями предприятий, организаций, учреждений, всех форм собственности, осуществляющих торговую деятельность через мелкорозничную торговую сеть.
Для реализации своих полномочий Комиссия может привлечь к своей работе необходимых специалистов и экспертов, заслушивать соответствующих должностных лиц администрации, индивидуальных предпринимателей, а также руководителей предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности (п. 1.5).
Согласно п.п. 2.2., 2.3 Положения индивидуальный предприниматель, руководители предприятий, учреждений всех форм собственности по требованию Комиссии обязаны представить необходимые документы, письменные заключения и иные материалы. Решения, принимаемые комиссией, являются обязательными для владельцев, продавцов мелкорозничной торговой сети на территории г. Орска.
В своей деятельности Комиссия имеет право образовывать в установленном порядке для подготовки предложений временные рабочие группы, состоящие из специалистов, осуществляющих контроль за деятельностью мелкорозничной торговой сети города, разрабатывать совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных контролирующих служб решения по усилению контроля за соблюдением правил торговли, ветеринарно-санитарных правил, качества реализуемых в мелкорозничной сети сельскохозяйственной продукции, продовольственных и социально значимых товаров (абз. 2, 7 п. 4.1).
В соответствии с п. 5.3 Положения индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности обязаны по требованию Комиссии представлять запрашиваемую информацию и являться на заседания для дачи разъяснений по рассматриваемым Комиссией вопросам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанное положение не противоречит требованиям федерального законодательства. Суд, проанализировав положения п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьи 6, 3, 17 Федерального закона РФ от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", обоснованно пришел к выводу о том, что Комиссия по определению дислокации мелкорозничной торговой сети в г. Орске не наделена неограниченными правами, ущемляющими права и свободы граждан, не возлагает на них какие-либо дополнительные обязанности. Оснований считать, что это положение содержит коррупциогенный фактор согласно Методике проведения антикоррупциогенной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, у суда не имеется.
В этой части решение суда является правильным, а доводы апелляционной жалобы Андреева А.В. необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 320 - 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 мая 2014 г. отменить в части отказа в удовлетворении заявления Андреева А.В. о признании незаконными пунктов 5.1.2; 5.2.1; 5.2.2; 5.2.3 положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Город Орск" от 06.10.2010 года № 69-1264.
В этой части вынести новое решение, которым признать незаконными и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 5.1.2 положения "О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Город Орск" от 06.10.2010 года № 69-1264 в части обязания юридических и физических лиц в случае размещения торгового объекта - некапитального строения обращаться в комиссию по определению дислокации мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, объекты летнего типа), в части приложения к заявлению документов, а также в части отказа в связи с отсутствием одного из перечисленных документов, а также несоблюдением требований, установленных к форме и содержанию представляемых документов;
пункт 5.2.1 в части обязания заявителя обращаться в администрацию города Орска с заявлением о выделении земельного участка при наличии положительного заключения комиссии по определению дислокации мелкорозничной торговой сети с приложением необходимых документов;
пункты 5.2.2 и 5.2.3 в части выставления земельного участка на торги после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен кадастровый учет.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы Андреева А.В. и Орского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
------------------------------------------------------------------