Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18.06.2014 N 06-06-12/2014 <О нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашения на перечисление денежных средств из бюджета города в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий; а также в осуществлении согласованных действий, направленных на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по обеспечению работоспособности тепловых сетей, капитальному ремонту тепломагистрали>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу № 06-06-12/2014
Главе м/о г. Орск
<...>
462419, г. Орск, пр. Ленина, д. 29
Начальнику УЖКХ
администрации г. Орска
<...>
462404, Оренбургская область, г. Орск,
ул. Нефтяников, 10
Директору МУП "Орское предприятие
тепловых сетей Администрации
г. Орска"
<...>
462404, Оренбургская область, г. Орск,
ул. Новосибирская, д. 50
Председателю Комитета по
управлению имуществом
администрации г. Орска
<...>
462419, г. Орск, пр. Ленина, д. 29
Министру строительства
жилищно-коммунального и дорожного
хозяйства Оренбургской области
<...>
460015, г. Оренбург, Дом Советов
Председателю Орского городского
Совета депутатов
<...>
462419, г. Орск, пр. Ленина, д. 29
Резолютивная часть решения оглашена 6 июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <...>, членов Комиссии: <...>,
в присутствии представителя ответчика УЖКХ г. Орска - <...> (доверенность № 15-01/59-748 от 19 марта 2014 г.);
в присутствии представителя ответчика - МУП "ОПТС" - <...> (доверенность № 1 от 09.01.2014),
в присутствии представителя ответчика - Администрации м/о г. Орск <...> (доверенность № 2223/1 от 20.07.2012);
в присутствии представителя лица, располагающего сведениями, - Орского городского Совета депутатов <...> (доверенность № 04-15/389 от 13.10.2011);
в отсутствие представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Администрации м/о г. Орск Оренбургской области (уведомлен надлежащим образом);
в отсутствие представителя заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции"; МУП "Орское предприятие тепловых сетей" п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий, которые направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по обеспечению работоспособности тепловых сетей (код по ОКВЭД 40-30-5) в границах муниципального образования г. Орск (договор № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "Орское предприятие тепловых сетей" от 14 мая 2013 г.)
УСТАНОВИЛА:
По итогам проведенной Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации муниципального образования город Орск Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.
24 мая 2013 г. между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) и Администрацией м/о г. Орск заключено Соглашение № 104-с "О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в 2013 г." (далее - соглашение № 104-с).
Согласно п. 1 Соглашения № 104-с предметом соглашения является осуществление совместных действий по организации финансирования и использованию субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на софинансирование капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в 2013 г. (далее именуется - субсидия) по мероприятия, указанным в приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, в рамках Закона Оренбургской области от 18 декабря 2012 г. № 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период в 2014 и 2015 годов", постановления Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 г. № 796-пп "Об утверждении областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области на 2012 - 2016 годы" и Постановления Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 354-П "О распределении субсидии из областного бюджета между городскими округами и муниципальными районами на проведение капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры на 2013 год".
Согласно п. 2.1.2 Соглашения в порядке межбюджетных отношений Администрация перечисляет субсидию в сумме 14397000,00 (четырнадцать миллионов триста девяносто семь тысяч) рубля на софинансирование объектов, указанных в приложении № 1 к настоящему Соглашению, при условии подтверждения финансирования за счет средств частных инвесторов в сумме 1632994,47 (один миллион шестьсот тридцать две тысячи девятьсот девяносто четыре рубля сорок семь копеек) рубля.
В соответствии с приложением № 1 к Соглашению о предоставлении субсидий № 104-с от 24 мая 2013 г. предусмотрен перечень объектов. Подлежащих капитальному ремонту: тепломагистраль на пос. Строитель г. Орска; канализация по ул. Суворова от ул. Станиславского до пересечения ул. Суворова/ул. Короленко, г. Орск.
14 мая 2013 г. главным распорядителем бюджетных средств - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска - заключен с МУП "Орское предприятие тепловых сетей" Администрации г. Орска договор № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "ОПТС" в 2013 г.
Согласно п. 1.2 договора УЖКХ поручает, а МУП "ОПТС" принимает на себя обязательства по осуществлению капитального ремонта объекта коммунальной инфраструктуры, финансируемого с участием областного бюджета согласно приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Согласно п. 2.2.4 договора УЖКХ обязуется в пределах своих полномочий с соблюдением прав и законных интересов МУП "ОПТС" проверять его текущую деятельность по выполнению капитального ремонта тепломагистрали пос. Строитель г. Орска и использование бюджетных средств.
Согласно п. 3.1. договора общая стоимость объекта 13337439,47 (тринадцать миллионов триста тридцать семь тысяч четыреста тридцать девять) рубля 47 коп., в том числе:
Таким образом, осуществление работ по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства - капитальный ремонт тепломагистрали пос. Строитель г. Орска было произведено хозяйствующим субъектом - МУП "Орское предприятие тепловых сетей" Администрации г. Орска.
С учетом изложенного, в действиях УЖКХ г. Орска по предоставлению субсидии усматриваются признаки нарушения ст. 15, ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", в действиях МУП "ОПТС" - ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Оренбургского УФАС России № 69 от 21.03.2014 возбуждено дело № 06-06-12/2014 по признакам нарушения Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Орск ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", МУП "ОПТС" - п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий, которые направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по обеспечению работоспособности тепловых сетей (код по ОКВЭД 40-30-5) в границах муниципального образования г. Орск (договор № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "Орское предприятие тепловых сетей" от 14 мая 2013 г.). Приказом Оренбургского УФАС России № 79 от 07.04.2014 внесены изменения в состав комиссии, председателем комиссии назначен <...>. Определением о назначении дела № 06-06-12/2013 (исх. № 3123 от 21.03.2014) рассмотрение дела назначено на 9 апреля 2014 г.. На основании п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела было отложено определением от 09.04.2014, исх. № 3992, назначено на 19 мая 2014 г. на 16 ч. 00 мин. В связи с привлечением лица, располагающего сведениями, - Орского городского Совета депутатов, и необходимости получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отложено и назначено на 6 июня 2014 г. на 15 ч. 00 мин.
В ходе рассмотрения дела представитель УЖКХ администрации г. Орска нарушение не признал и пояснил следующее.
В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Решением Орского городского Совета депутатов от 14.12.2011 № 18-286 "О бюджете города Орска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" определены категории получателей субсидий, а также цели, порядок и условия предоставления данных субсидий.
Согласно указанным выше решениям к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий из бюджета города Орска в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, относятся юридические лица, осуществляющие следующий вид деятельности на территории муниципального образования "Город Орск" - деятельность по обеспечению работоспособности теплоснабжения.
Указанный вид деятельности должен быть предусмотрен учредительными документами получателей субсидий.
Постановлением администрации г. Орска от 16.01.2012 № 186 "Об утверждении Порядка предоставлении субсидий из бюджета города Орска", а также постановлением администрации г. Орска от 19.03.2012 № 1447 "О внесении дополнений в постановление администрации города Орска от 16 января 2012 г. № 186-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска" установлен порядок предоставления субсидий из бюджета города Орска.
Право на оформление договора по предоставлению субсидии носит заявительный характер, предоставляется любому юридическому лицу по их заявлению о предоставлении субсидий, отвечающему определенным критериям.
Учитывая исполнение со стороны МУП "Орское предприятие тепловых сетей" всех условий при подаче заявления на предоставление субсидий, у УЖКХ администрации г. Орска отсутствовали основания для отказа в заключении договора на предоставление безвозмездных, безвозвратных субсидий.
Заявления на заключение договоров по предоставлению субсидий на 2013 год в администрацию г. Орска поступали исключительно от МУП "Орское предприятие тепловых сетей", от иных юридических лиц в указанный период подобные заявления не поступали.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска (далее - УЖКХ администрации г. Орска) и МУП "ОПТС" заключен договор от 14.05.2013 № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета МО г. Орск в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий в 2013 г.
В связи с тем, что указанные решения Орского городского Совета депутатов публичны, а заключение договоров на получение средств бюджета в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий носит заявительный характер, какие-либо конкурентные преимущества у МУП "ОПТС" на момент оформления договоров отсутствовали, право на получение субсидии есть у любой специализированной организации, отвечающей установленным критериям.
Все действия УЖКХ администрации г. Орска, а также МУП "ОПТС" совершены исключительно в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а именно: п. 3 ст. 7, ч. 1 п. 1 ст. 16, ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п. 1 ст. 1, ст. 2, п. 1, ч. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ; решением Орского городского Совета депутатов от 14.12.2011 № 18-286 "О бюджете города Орска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"; постановлением администрации г. Орска от 16.01.2012 № 186 "Об утверждении Порядка предоставлении субсидий из бюджета города Орска"; постановлением администрации г. Орска от 19.03.2012 № 1447 "О внесении дополнений в постановление администрации города Орска от 16 января 2012 г. № 186-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска".
В ходе рассмотрения дела представитель МУП "ОПТС" нарушение не признала, пояснила следующее.
Субсидии МУП "ОПТС" предоставлены в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Орска от 16.01.2012 № 186-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджетов города Орска" и постановлением администрации г. Орска от 31.08.2012 № 5607-п "О внесении дополнений в постановление администрации города Орска от 16.01.2012 № 186-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска" установлен порядок, условия и цели предоставления субсидий заявителям по видам деятельности, а именно по осуществлению деятельности по теплоснабжению.
Согласно вышеуказанному Порядку предоставление субсидий носит заявительный характер и предоставляется неограниченному кругу юридических лиц.
На обращение МУП "ОПТС" субсидии были предоставлены в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту объекта коммунальной инфраструктуры, а именно тепломагистрали на пос. Строитель г. Орска.
В 2012 г. фактические затраты предприятия составили 8808900 руб., размер предоставленных субсидий - 7928000 руб. Затраты МУП "ОПТС", покрываемые за счет собственных средств, составили 880900 руб.
В 2013 г. фактические затраты составили 13337439,47 руб., размер предоставленных субсидий - 11997000 руб. Затраты МУП "ОПТС", покрываемые за счет собственных средств, составили 1340439,47 руб.
Конкурентных преимуществ со стороны муниципального образования г. Орск МУП "ОПТС" не получало. Субсидии были предоставлены на общих основаниях и могли быть получены любым юридическим лицом по его заявлению о предоставлении субсидий.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации г. Орска нарушение не признала, пояснила следующее.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон РФ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, а также изданию правовых актов.
Постановлением администрации г. Орска от 16.01.2012 № 186 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска", а также постановлением администрации города Орска от 19.03.2012 № 1447-ц "О внесении дополнений в постановление администрации города Орска от 16.01.2012 № 186-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска" установлен порядок предоставления субсидий из бюджета города Орска.
Согласно разделу 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска субсидии предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов.
В соответствии с п. 3.1. Порядка, субсидии предоставляются получателю субсидий на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств.
Главный распорядитель средств - УЖКХ администрации города Орска уведомляет в письменной форме о принятом решении заявителя в течение 2 дней с даты принятия решения. Учитывая исполнение со стороны ООО "Водоканал города Орска" всех условий при подаче заявления на предоставление субсидий, у УЖКХ администрации города Орска отсутствовали основания для отказа в заключении договора на предоставление безвозмездных, безвозвратных субсидий. Субсидии были выделены МУП "ОПТС" в соответствии с требованиями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Все действия УЖКХ администрации города Орска и МУП "ОПТС" совершены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
В ходе рассмотрения дела представитель Орского городского Совета депутатов пояснил следующее.
Финансовое управление администрации г. Орска, согласно названному выше Положению, в том числе составляет проект бюджета г. Орска (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), предоставляет проект бюджета с необходимыми документами и материалами главе г. Орска для внесения в Орский городской Совет депутатов.
Порядок предоставления субсидий из бюджета города Орска регулируется Постановлением администрации города Орска от 16 января 2012 г. № 186-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Орска".
Решение Орского городского Совета депутатов от 14.12.2011 № 18-286 "О бюджете города Орска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" в части предоставления субсидий соответствует статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В текстовой части указанных выше решений о бюджете были прописаны категории, цели, порядок и условия предоставления субсидий. Выделение субсидий согласно решениям о бюджете не противоречит бюджетному законодательству. Вышеназванное решение о бюджете прошло все соответствующие экспертизы, и нарушений в части планируемого выделения субсидий установлено не было.
Из письменных пояснений Председателя комитета по управлению имуществом г. Орска следует.
Объекты коммунальной инфраструктуры (тепловые сети), находящиеся в муниципальной собственности, в рамках действующих нормативных правовых актов и установленного порядка Комитетом по управлению имуществом г. Орска переданы в хозяйственное ведение МУП "Орское предприятие тепловых сетей".
Учредителем МУП "ОПТС" является администрация города в лице комитета по управлению имуществом г. Орска, предприятие создано в целях оказания населению города услуг по теплоснабжению.
Контроль за хозяйственной деятельностью МУП "Орское предприятие тепловых сетей" осуществляет УЖКХ администрации г. Орска.
Из письменных пояснений Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области следует.
На основании заключенных соглашений между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и муниципальными образованиями на предоставление субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности министерство не осуществляет контроль над муниципальным образованием в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Соответственно, вся информация о проведении, разработке конкурсных заданий, а также проведенных конкурсных процедурах находится в муниципальных образованиях области.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
24 мая 2014 г. между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) и Администрацией м/о г. Орск заключено Соглашение № 104-с "О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в 2013 г." (далее - соглашение № 104-с).
Согласно п. 1 Соглашения № 104-с предметом соглашения является осуществление совместных действий по организации финансирования и использованию субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на софинансирование капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в 2013 г. (далее именуется - субсидия) по мероприятия, указанным в приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, в рамках Закона Оренбургской области от 18 декабря 2012 г. № 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановления Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 г. № 796-пп "Об утверждении областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области на 2012 - 2016 годы" и Постановления Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 354-П "О распределении субсидии из областного бюджета между городскими округами и муниципальными районами на проведением капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры на 2013 год".
Согласно п. 2.1.2 Соглашения в порядке межбюджетных отношений Администрация перечисляет субсидию в сумме 14397000,00 (четырнадцать миллионов триста девяносто семь тысяч) рубля на софинансирование объектов, указанных в приложении № 1 к настоящему Соглашению, при условии подтверждения финансирования за счет средств частных инвесторов в сумме 1632994,47 (один миллион шестьсот тридцать две тысячи девятьсот девяносто четыре рубля сорок семь копеек) рубля.
14 мая 2013 г. главным распорядителем бюджетных средств - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска - заключен с МУП "Орское предприятие тепловых сетей" Администрации г. Орска договор № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "ОПТС" в 2013 г.
Согласно п. 1.2 договора УЖКХ поручает, а МУП "ОПТС" принимает на себя обязательства по осуществлению капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, финансируемых с участием областного бюджета согласно приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Согласно п. 2.2.4 договора УЖКХ обязуется в пределах своих полномочий с соблюдением прав и законных интересов МУП "ОПТС" проверять его текущую деятельность по выполнению капитального ремонта тепломагистрали пос. Строитель г. Орска и использование бюджетных средств.
Согласно п. 3.1. договора общая стоимость объекта 13337439,47 (тринадцать миллионов триста тридцать семь тысяч четыреста тридцать девять) рубля 47 коп., в том числе:
Перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий областного бюджета в 2013 году - 11997000 (одиннадцать миллионов девятьсот девяносто семь тысяч) рублей 00 коп. при условии подтверждения финансирования за счет средств частных инвесторов в сумме 1340439,47 (один миллион триста сорок тысяч четыреста тридцать девять) рубля 47 копеек, согласно приложению № 1.
В соответствии с п. 3.2 договора перечисление субсидии осуществляется при условии предоставления МУП "ОПТС" в УЖКХ документов, подтверждающих выполнение в полном объеме и в установленные сроки капитального ремонта объекта, указанного в приложении № 1, и фактическом направлении средств частных инвесторов в соответствии с условиями настоящего договора после фактического выполнения работ, включая устранение дефектов, выявленных при приеме выполненных работ, которое подтверждается актом о приемке выполненных работ (КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) по мере исполнения бюджета, но не позднее 28.12.2013.
Техническим заданием (приложение № 1 к договору № 01/13 от 14 мая 2014 г.) на выполнение работ по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры предусмотрен капитальный ремонт тепломагистрали на пос. Строитель г. Орска.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 7 от 31.08.2013 подписана со стороны Заказчика начальником УЖКХ Администрации г. Орска и со стороны Подрядчика - директором МУП "ОПТС" на сумму 937436,19 с учетом налогов. Акт о приемке выполненных работ № 7 от 31.08.2013 подписан сторонами на сумму 937436,19 с учетом налогов.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 5 от 16.05.2013 - на сумму 8047705,43 руб., в том числе налоги.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 6 от 16.05.2013 - на сумму 804770 руб., в том числе налоги.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 8 от 31.08.2013 подписана со стороны Заказчика начальником УЖКХ Администрации г. Орска и со стороны Подрядчика - директором МУП "ОПТС" на сумму 112443,53 с учетом налогов. Акт о приемке выполненных работ № 8 от 31.08.2013 подписан сторонами на сумму 112443,53 с учетом налогов.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 9 от 31.08.2013 подписана со стороны Заказчика начальником УЖКХ Администрации г. Орска и со стороны Подрядчика - директором МУП "ОПТС" на сумму 3011858,38 с учетом налогов. Акт о приемке выполненных работ № 9 от 31.08.2013 подписан сторонами на сумму 3011858,38 с учетом налогов.
На расчетный счет МУП "ОПТС" перечислено платежными поручениями: № 87198 от 16.10.2013 - 3011858,38 рубля; № 87197 от 16.10.2013 - 937436,19 рубля; № 52685 - 8000000 рублей; № 109461 от 26.12.2013 - 47705,43 руб.
В соответствии с отчетом об использовании субсидий областного бюджета на софинансирование объектов капитального ремонта объектов муниципальной собственности в 2013 г. по муниципальному образованию "г. Орск" за январь - декабрь 2013 г. объем ассигнований из областного бюджета составил 11997,00 рубля.
Таким образом, осуществление работ по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства - капитальный ремонт тепломагистрали пос. Строитель г. Орска было произведено хозяйствующим субъектом - МУП "Орское предприятие тепловых сетей" Администрации г. Орска.
При этом согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного деятельность по организации водоснабжения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 ст. 54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В данном случае капитальный ремонт тепломагистрали на пос. Строитель г. Орска был осуществлен хозяйствующим субъектом за счет бюджетных средств без проведения торгов. Действия по размещению заказа в данной сфере Администрацией не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты (помимо МУП "Орское предприятие тепловых сетей") были лишены доступа на рынок по осуществлению услуг по ремонту объектов ЖКХ в границах муниципального образования г. Орск Оренбургской области, поскольку в данном случае для доступа на данный рынок необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.
При этом согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В данном случае правоотношения возникли по вопросу осуществления капитального ремонта объектов тепло-, водоснабжения, что относится к вопросам местного значения и регулируется ст. 72 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно положениям (ч. 1 ст. 2, ст. 3, ст. 7) Федерального закона от 14.11.2001 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, является юридическим лицом, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Согласно п. 1.5. Устава МУП "ОПТС" собственником имущества предприятия является муниципальное образование "город Орск". Учредителем предприятия является муниципальное образование "город Орск" (п. 1.6 Устава). Предприятие находится в ведомственном подчинении Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Орска (УЖКХ администрации г. Орска), осуществляющего общую координацию деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Город Орск" (п. 1.7. Устава). Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (п. 1.9 Устава).
Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП "ОПТС" является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3); дополнительными видами деятельности являются: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 40.30.14), деятельность по обеспечению работоспособности котельных (ОКВЭД 40.30.4), деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (ОКВЭД 40.30.5) и др.
Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, унитарные предприятия, являясь хозяйствующими субъектами и полноправными участниками товарного рынка, как и другие его участники, воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из анализа природы хозяйственной деятельности унитарного предприятия усматривается необходимость самоокупаемости его финансовой деятельности, что исключает возможность органа власти в приоритетном порядке субсидировать предприятие как в целях возмещения его затрат, так и в целях производства им определенных товаров и услуг. Таким образом, унитарные предприятия находятся в равных условиях ведения коммерческой деятельности с хозяйствующими субъектами того или иного товарного рынка.
Рынок по осуществлению ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечения теплоснабжения тепловых сетей на территории Оренбургской области является конкурентным. Так, деятельность по ремонту объектов коммунальной инфраструктуры осуществляют и другие хозяйствующие субъекты: МУП "Илекский коммунальщик", ООО "Вектор Автоматика 2010", ООО "Уют-2" и др.
Между тем, капитальный ремонт тепломагистрали был осуществлен без проведения торгов.
Согласно п. 1.1. Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска (утв. Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 6 сентября 2010 г. № 68-1213) УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, автомобильных дорог городского округа, объектов благоустройства города, предоставлению населению банно-прачечных услуг, автотранспортных перевозок и прочих работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, и входит в структуру администрации города.
В соответствии с п. 1.8. Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска деятельность УЖКХ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о муниципальной службе, иными федеральными законами, законами области, Уставом г. Орска, муниципальными правовыми актами г. Орска и настоящим Положением.
Согласно п. 3.1.1 Положения УЖКХ администрации г. Орска осуществляет основные функции, в том числе осуществление подготовки документов для размещения муниципальных заказов, подготовки договоров, муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд по капитальному ремонту, строительству объектов коммунальной инфраструктуры, городских объектов благоустройства.
10 декабря 2007 г. Главой города Орска издано распоряжение № 4581-р "О совершенствовании порядка размещения заказов для нужд заказчиков в городе Орске". Пунктом 1 указанного распоряжения предусмотрено уполномочить на осуществление функций муниципального заказчика главных распорядителей бюджетных средств, иных получателей средств муниципального бюджета при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств в рамках, определенных порядком взаимодействия заказчиков и органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказа для нужд заказчиков для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений в процессе размещения заказа для нужд заказчиков. Согласно п. 17 перечня заказчиков г. Орска, уполномоченных на размещение заказа для нужд заказчиков (приложение № 1 к распоряжению Главы г. Орска Оренбургской области от 10 декабря 2007 г. № 4581) управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска является заказчиком.
Однако действия по размещению заказа на проведение ремонта тепловых сетей, тепломагистрали УЖКХ Администрацией г. Орска не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты (помимо МУП "ОПТС") были лишены доступа на рынок по осуществлению ремонта объектов ЖКХ, а именно капитальный ремонт тепломагистрали и тепловых сетей, поскольку для доступа на данный рынок необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах, что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Кроме того, заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.
Таким образом, заключенное соглашение (договор на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "ОПТС" в 2013 г. № 01/13 от 14 мая 2013 г.), согласованные действия между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска и МУП "Орское предприятие тепловых сетей", выразившиеся в предоставлении субсидии на финансирование затрат по осуществлению капитального ремонта объектов ЖКХ, фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по обеспечению работоспособности тепловых сетей (ОКВЭД 40.30.5), по осуществлению ремонта объектов коммунальной инфраструктуры (ОКВЭД 45.21.4 и др.) в границах Оренбургской области, муниципального образования г. Орск Оренбургской области.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссией Оренбургского УФАС России в действиях УЖКХ администрации г. Орска признан доказанным факт нарушения ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", МУП "ОПТС" - п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Администрация м/о г. Орск не являлась стороной в договоре на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных и безвозвратных субсидий МУП "ОПТС". Учитывая изложенное, признаки нарушения антимонопольного законодательства не нашли своего подтверждения в действиях администрации м/о г. Орск.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" "целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков".
Согласно ст. 22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, п. 2 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации м/о г. Орска Оренбургской области нарушившим ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации м/о г. Орск предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- довести до сведения сотрудников Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации м/о г. Орска Оренбургской области данное решение по делу и положения ст. 15, 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции";
- не допускать отбора подрядчиков по осуществлению капитального ремонта тепловых сетей, тепломагистрали в нарушение требований действующего законодательства.
3. Признать МУП "Орское предприятие тепловых сетей" (МУП "ОПТС") нарушившим п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
4. Выдать МУП "Орское предприятие тепловых сетей" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, для чего:
- довести до сведения сотрудников МУП "Орское предприятие тепловых сетей" решение по делу № 06-06-11/2014, положения ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
5. Прекратить рассмотрение дела № 06-06-12/2014 в отношении администрации м/о г. Орск.
6. Передать материалы дела № 06-06-12/2014 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Предписание № 1
о совершении действий, направленных на обеспечение
конкуренции, по делу № 06-06-12/2014
Начальнику УЖКХ
администрации г. Орска <...>
462404, Оренбургская область, г. Орск,
ул. Нефтяников, 10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <...>; членов Комиссии: <...>, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 4 ст. 41, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 06-06-12/2014 о нарушении УЖКХ администрации г. Орска Оренбургской области ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и МУП "ОПТС" - п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. УЖКХ администрации м/о г. Орск Оренбургской области ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в заключении соглашения между УЖКХ администрации м/о г. Орск Оренбургской области и МУП "ОПТС" (договор № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "Орское предприятие тепловых сетей" от 14 мая 2013 г.), согласованных действиях, направленных на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по обеспечению работоспособности тепловых сетей, капитальному ремонту тепломагистрали, для этого в срок до "4" июля 2014 г.:
- довести до сведения сотрудников Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации м/о г. Орска Оренбургской области решение по делу № 06-06-12/2014 и положения ст. 15, 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции";
- не допускать отбора подрядчиков по осуществлению капитального ремонта тепловых сетей, тепломагистрали в нарушение требований действующего законодательства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до "7" июля 2014 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Предписание № 2
о недопущении действий, которые могут являться препятствием
для возникновения конкуренции и (или) могут привести
к ограничению, устранению конкуренции и нарушению
антимонопольного законодательства, по делу № 06-06-12/2014
Директору МУП "Орское предприятие
тепловых сетей Администрации
г. Орска" <...>
462404, Оренбургская область, г. Орск,
ул. Новосибирская, д. 50
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <...>; членов Комиссии: <...>, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 4 ст. 41, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 06-06-12/2014 о нарушении УЖКХ Администрации м/о г. Орск Оренбургской области ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и МУП "ОПТС" - п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МУП "ОПТС" ПРЕКРАТИТЬ нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в заключении соглашения между УЖКХ администрации м/о г. Орск Оренбургской области и МУП "ОПТС" (договор № 01/13 на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования г. Орска в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП "Орское предприятие тепловых сетей" от 14 мая 2013 г.), согласованных действий, направленных на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по обеспечению работоспособности тепловых сетей, капитальному ремонту тепломагистрали, для этого в срок до "4" июля 2014 г.:
1. Довести до сведения сотрудников МУП "ОПТС" положения ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу № 06-06-12/2014 г.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до "7" июля 2014 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
------------------------------------------------------------------