Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Оренбургского областного суда от 03.06.2014 по делу N 3-18-2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2012 N 1144-п>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу № 3-18-2014

Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Туремуратовой Ж.О.
с участием прокурора Губаревой О.А.,
представителей Правительства Оренбургской области и исполняющего обязанности Губернатора Оренбургской области - Курманбаева Ж.С. и Линниковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова Юрия Павловича о признании Постановления Правительства Оренбургской области № 1144-п от 25 декабря 2012 г. противоречащим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей",

установил:

Правительством Оренбургской области 30 декабря 2010 года принято постановление № 957-п "Об установлении нормативов потребления природного газа населением".
25 декабря 2012 года Правительством Оренбургской области принято постановление № 1144-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2013 год".
Карпов Ю.П., проживающий в городе Кувандыке Оренбургской области, обратился в Оренбургский областной суд с заявлением об оспаривании названных постановлений Правительства Оренбургской области, ссылаясь на то, что они приняты в нарушение требований Конституции Российской Федерации, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
По мнению заявителя, Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2012 года № 1144-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2013 год" противоречит статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку для потребителей устанавливаются разные цены на один и тот же товар сетевой природный газ. В нарушение статей 426, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены различные условия договора для потребителей, имеющих приборы учета газа (счетчики), и потребителей, не имеющих таких приборов; нарушаются требования пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в розничные цены на природный газ не включаются расходы эксплуатационных организаций ОАО "Оренбургоблгаз" по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов.
Просил суд признать Постановления Правительства Оренбургской области № 957-п от 30 декабря 2010 г. и № 1144-п от 25 декабря 2012 г. противоречащими Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В судебном заседании Карпов Ю.П. заявление поддержал.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Оренбургской области.
В судебном заседании представитель Правительства Оренбургской области и исполняющего обязанности Губернатора Оренбургской области Берга Ю.А. - Курманбаев Ж.С, действующий на основании доверенностей, представитель Правительства Оренбургской области Линникова В.В., действующая на основании доверенности, возражали против доводов заявителя.
Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Губарева О.А. в судебном заседании полагала отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правительством Оренбургской области 30 декабря 2010 г. принято постановление № 957-п "Об установлении нормативов потребления природного газа населением", которое официально опубликовано в издании "Оренбуржье" от 18 января 2011 г.
25 декабря 2012 г. Правительством Оренбургской области принято постановление № 1144-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2013 год", которое официально опубликовано в издании "Оренбуржье" от 28 декабря 2012 года.
Указанные постановления являются нормативно-правовыми актами, что не оспаривается участниками процесса.
Определением Оренбургского областного суда от 3 июня 2014 г. прекращено производство по настоящему делу в части требований о признании противоречащим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" Постановления Правительства Оренбургской области № 957-п от 30 декабря 2010 г., поскольку имеется вступившее в законную силу решение Оренбургского областного суда от 10 августа 2012 г., которым проверена законность этого же нормативного правового акта.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2012 г. № 1144-п (в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2013 г. № 1233-п) с 1 января 2013 г. по 30 июня 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" и в связи с установлением на 2013 год оптовых цен на природный газ и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиком газа, согласно приказам Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2012 года № 273-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению", от 14 декабря 2012 года № 389-э/9 "Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург", и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Оренбургоблгаз" на территории Оренбургской области", установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, по периодам.
Примечанием 2 к Постановлению указано, что в розничные цены на природный газ не включены расходы эксплуатационных организаций ОАО "Оренбургоблгаз" по техническому обслуживанию газового оборудования жилых и нежилых помещений.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а в силу ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Устава Оренбургской области, по предметам совместного ведения Оренбургской области и Российской Федерации Оренбургская область принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в сфере совместного ведения.
К законодательству Оренбургской области относятся, в том числе и постановления Правительства Оренбургской области (пункт 1 статьи 15 Устава Оренбургской области).
Оспариваемое постановление принято Правительством Оренбургской области в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует требованиям федерального законодательства.
Так, в соответствии со статьями 154, 157 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Постановления и в редакции на момент принятия настоящего решения) утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, предусматривающие, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию (пункт 4) и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8).
Согласно пункту 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
На момент издания оспариваемого Постановления № 1144-п действовали Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, в соответствии с которыми розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 5).
Методическими указаниями также установлены формулы расчета розничных цен на газ, реализуемый населению.
Оспариваемое постановление в полном объеме соответствует требованиям вышеназванных норм, противоречий закону при его принятии судом не установлено, поэтому оснований для удовлетворения заявления Карпова Ю.П. не имеется.
Установление розничных цен за использование природного газа в отношении потребителей, имеющих приборы учета, и потребителей, не имеющих таких приборов, соответствует приведенным выше нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
В розничные цены на природный газ не включены расходы эксплуатационных организаций ОАО "Оренбургоблгаз" по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов, поскольку эти расходы в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации не включены в плату за коммунальные услуги, вносимую как нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и собственниками помещений в многоквартирных домах и собственниками жилых домов. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление.
Установив непосредственно в федеральном законе перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Жилищный кодекс Российской Федерации юридически зафиксировал решение, согласно которому другие виды расходов по транспортировке, обслуживанию и ремонту оборудования к коммунальным платежам не относятся. В этой части доводы заявителя суд считает также неосновательными.
Обосновывая нарушение своих прав, Карпов Ю.П. ссылается на неправомерность и ничтожность условий договора на поставку газа ему, как собственнику жилого дома. В связи с несогласием с условиями договора и расчетами за поставку газа, заявитель не оплачивает коммунальные услуги и в настоящее время не пользуется газом. Между тем, эти доводы не имеют значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку предметом судебного контроля по делу является проверка соответствия оспариваемого постановления федеральному законодательству. Гражданско-правовые отношения между поставщиком и потребителями природного газа в настоящем деле не имеют значения.
Поскольку судом не установлено нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого приказа, оснований для признания его недействующим не имеется, заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Карпову Юрию Павловичу в удовлетворении заявления о признании Постановления Правительства Оренбургской области № 1144-п от 25 декабря 2012 г. противоречащим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Оренбургского
областного суда
И.Ф.СЕЛЮТИНА


------------------------------------------------------------------