Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Оренбургского областного суда от 02.06.2014 по делу N 3-16/2014 <О признании недействующим Порядка предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям..., утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2014 N 123-п, в части предоставления субсидий без заключения соглашения о предоставлении субсидий>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу № 3-16/2014

Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
при секретаре Туремуратовой Ж.О.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
представителя Правительства Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области Курманбаева Ж.С., действующего по доверенностям,
рассмотрев 2 июня 2014 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Порядка предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории муниципальных районов деятельность в сфере производства пищевых продуктов, торговли, общественного питания и заготовок сельскохозяйственной продукции, а также организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, а также приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2014 г. № 123-п в части предоставления субсидий без заключения соглашения (договора), а также отсутствия положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий,

установил:

прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Порядка предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории муниципальных районов деятельность в сфере производства пищевых продуктов, торговли, общественного питания и заготовок сельскохозяйственной продукции, а также организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, а также приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2014 г. № 123-п в части предоставления субсидий без заключения соглашения (договора), а также отсутствия положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, опубликованного в газете "Оренбуржье" № 35 от 6 марта 2014 года, указав, что положения Порядка не соответствуют требованиям федерального законодательства на основании следующего.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственно власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу статьей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Из анализа норм федерального законодательства следует, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях. Соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможно только на договорной основе.
Оспариваемым нормативным актом не предусматривается заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидии, вследствие чего отсутствует положение о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Поскольку норма федерального законодательства (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) имеет императивный характер и не допускает невключения положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий в соответствующий бюджет в нормативный правовой акт субъекта, регламентирующий порядок предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, доводы Губернатора Оренбургской области, изложенные в ответе на протест прокуратуры, о том, что субсидии предоставляются исключительно в части возмещения уже понесенных затрат организациями и индивидуальными предпринимателями, вследствие чего остаток средств неиспользованной субсидии не образуется, являются несостоятельными.
На основании изложенного, просил о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Порядка предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории муниципальных районов деятельность в сфере производства пищевых продуктов, торговли, общественного питания и заготовок сельскохозяйственной продукции, а также организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, а также приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2014 г. № 123-п в части предоставления субсидий без заключения соглашения (договора), а также отсутствия положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Прокурор Губарева О.А. в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить.
В судебном заседании представитель Правительства Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области Курманбаев Ж.С., действующий на основании доверенностей № 01/22-559 от 27 мая 2014 г. и № 01/22-526 от 27 мая 2014 г., с заявлением заместителя прокурора не согласился и просил в его удовлетворении отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

28 февраля 2014 г. Правительством Оренбургской области принято постановление № 213-п "Об утверждении порядка предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории муниципальных районов деятельность в сфере производства пищевых продуктов, торговли, общественного питания и заготовок сельскохозяйственной продукции, а также организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, а также приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов".
Указанное постановление было опубликовано в газете "Оренбуржье" № 35 от 6 марта 2014 г.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории муниципальных районов деятельность в сфере производства пищевых продуктов, торговли, общественного питания и заготовок сельскохозяйственной продукции, а также организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, а также приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов (далее - Порядок).
Как следует из содержания Порядка, предметом его правового регулирования являются отношения, возникающие в связи с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Порядок должен соответствовать бюджетному законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
При предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях.
Из содержания данной нормы следует, что соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии возможно только на договорной основе.
Оспариваемым прокурором Порядком не предусмотрены при предоставлении субсидии заключение договора (соглашения), предусмотренного пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидии.
Таким образом, в указанной части Порядок противоречит требованиям подпункта 4 пункта 3 и пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод представителя Правительства и Губернатора Оренбургской области о том, что субсидии предоставляются исключительно в части возмещения уже понесенных затрат организациями и индивидуальными предпринимателями необоснован, поскольку норма федерального законодательства имеет императивный характер в указанной части и не допускает невключения положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий в соответствующий бюджет в нормативный правовой акт субъекта, регламентирующий порядок предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Следовательно, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку до вынесения решения суда Порядок применялся и на его основании предоставлялись субсидии, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Порядок предоставления субсидии на возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории муниципальных районов деятельность в сфере производства пищевых продуктов, торговли, общественного питания и заготовок сельскохозяйственной продукции, а также организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, а также приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2014 г. № 123-п в части предоставления субсидий без заключения соглашения (договора), а также отсутствия положения о возврате в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Поручить Правительству Оренбургской области после вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете "Оренбуржье" соответствующее сообщение о решении суда.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Оренбургского
областного суда
Л.Б.ФЕДОТОВА


------------------------------------------------------------------